|
Филипп Меланхтон (Melanchthon)(16.02.1497 г., Бреттен, Баден, - 19.04.1560 г., Виттенберг), немецкий педагог-гуманист, деятель Реформации в Германии, сподвижник М. Лютера. Учился в Гейдельбергском университете (в возрасте 14 лет - бакалавр; в 16 лет - магистр). Преподавал в Тюбингенском (с 1517 г.) и Виттенбергском (1518 г., профессор с 1524 г.) университетах. Разработал систему обучения, проникнутую идеями гуманизма. Цель обучения видел в овладении красноречием, но связывал его с конкретным знанием и глубоким пониманием предмета. Ведущим элементом обучения сделал чтение древнегреческих и римских оригинальных источников. Чтение дополнялось устными и письменными "подражаниями в стиле", декламацией. Определил круг авторов, произведения которых стали изучаться в средней школе. Для осуществления своих педагогических идей предложил латинскую школу как единый тип общеобразовательного учебного заведения для всех германских земель, где победила Реформация. Обучение в латинских школах подразделил на 3 ступени. На 1-й ступени учащиеся овладевали чтением и письмом на родном языке (что было важным нововведением), общими учебными навыками, основами религиозной догматики; на 2-й - изучали греческую и латинскую грамматику по отрывкам из художественных произведений и углубляли познания в вероучении Лютера; 3-я - предназначалась для самых способных и предполагала овладение тривиумом и латинским языком. Помимо латинских школ планировал создание "высших школ" (гимназий), образцом которых стала школа в Нюрнберге (1526 г.). Составил пособие по греческой грамматике (1518 г.; к началу 17-го века выдержало свыше 40 изданий), хрестоматию "Наставление юношеству в греческой литературе" (1525 г.), учебники по многим предметам. Систематизировал и изложил в форме учебника лютеровское вероучение. Инициатор издания первого государственного школьного устава (для латинских школ Саксонии), положившего начало школьному законодательству. Устав был опубликован в приложении к инструкции для инспектирования латинских школ (1528 г.), которая в то время рассматривалась учителями как методическое пособие по педагогике и организации обучения. Сформулированные Меланхтоном требования к программам и организации учебного процесса, его учебники доминировали в немецких школах до 18-го века. По проектам Меланхтона с середины 30-х годов 16-го века было перестроено преподавание в университетах Виттенберга, Гейдельберга, Тюбингена, Лейпцига, Ростока, открыты протестантские университеты в Кенигсберге, Марбурге, Йене. За многолетнюю педагогическую деятельность его назвали "наставником Германии". Лит.: Bornkamm H., Philipp Melanchthon, Gott., 1960; Hammer W., Die Melanchthonsforschung im Wandel der Jahrhunderte, Bd. 1-2, Gutersloh, 1967-1968. А. М. Пискунов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия». - Т. 2, 1999. - С. 564-565. В фонде библиотеки имеются следующие издания о нем:
|