|
Семен Егорович Матушкин(р. 05.05.1922 г. в селе Тарутино Чесменского района Челябинской области). Окончил среднюю школу №2 в городе Карабаше в1940 г., и сразу же был призван в армию. Окончил Иркутскую военную школу авиамехаников в 1941 г. и был направлен на службу в истребительную авиацию. Участник Великой Отечественной войны. С 1947 г. работает на Челябинском металлургическом заводе, и учиться заочно в Челябинском государственном педагогическом институте на историческом факультете, который окончил в 1952 г. Работает директором школы рабочей молодежи, затем средней общеобразовательной школы № 92 г. Челябинска. В 1955 г. переходит на работу в Челябинский пединститут на должность заместителя директора по заочному обучению. В 1961 г. под руководством профессора, доктора педагогических наук Николая Ивановича Алпатова написал кандидатскую диссертацию и защитил ее в городе Казани. В 1970 г. вышла монография «Воспитание культуры технического труда в школе». Эта монография и ряд статей в различных журналах и являлась основой докторской диссертации, которую защитил в Академии педагогических наук СССР в 1972 г. В 1974 г. был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Работает заведующим кафедрой педагогики при Челябинском государственном педагогическом институте. С 1976 г. ректором вновь создаваемого Челябинского государственного университета. Когда был ректором университета дважды избирался депутатом Верховного Совета России. Существенным вкладом в развитие педагогической науки является то, что автором раскрыта педагогическая сущность понятия «культура технического труда», разработано содержание и обоснована необходимость формирования ее у школьников. Особенностью представленных в работе исследований является то, что на основе сопоставления анализа культуры производства и культуры технического труда рабочих, выделен стержень культуры технического труда – точность знаний. Автор обосновывает и впервые вводит в педагогику понятие «точность знания как дидактическое понятие». Все это рассматривается в монографии «Культура технического труда». Культура технического труда в содержании политехнического образования до этого никем не рассматривалась. Заслуживает внимания работа автора «Связь теории с практикой в процессе овладения основами технического труда». Связь теории и практики это единственное отражение связи физического и умственного труда на высокой интеллектуальной основе, борьба за использование уровня знаний в жизни, на производстве. В 2002 г. выходит монография «Трудолюбие: содержание и воспитание». Автор связывает умения высоко результативно трудиться с воспитанием трудолюбия. Именно через призму этого качества он видит проявление и развитие таких особенностей личности как творчество, инициатива, сообразительность, расчет, предусмотрительность, потребность в приобретении знаний. У человека неиссякаемого трудолюбия потребность в труде становится органической потребность, частью самого себя. В 2005 г. вышла монография Матушкина «Социальное и природное в нравственности». Автор рассматривает взаимодействие внутреннего и внешнего как неразрывное, органическое и вместе с тем диалектически противоречивое единство. Истоки нравственности имеют как природную, так и социальную основу. Такой подход, когда социальное и природное в нравственности разделено, дает возможность более глубоко подойти к формированию нравственности как качеству личности. Еще одну монографию хотелось бы отметить – это «В семье ребенок» (1998 г.). Она публицистическая, но говорящая о многом. Автор говорит, что в сложной, многогранной системе воспитания подрастающего поколения исключительно важная роль принадлежит семье. Этот особый мир, в котором закладываются основы личности будущего гражданина, труженика, где он получает начальные уроки отношения между людьми, усваивает первые привычки, нормы поведения, учиться уважать других и быть заботливым, приобретает чувство ответственности за свои поступки, понимание о долге, совести, чести. Автор рассматривает особенности взаимоотношений в семье и другие виды воспитания. В целом, Матушкиным опубликовано более 80 педагогических работ. Под его руководством защищено 70 кандидатских и докторских диссертаций. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|