Алексей Михайлович Матюшкин

Алексей Михайлович Матюшкин

(20.12.1927, с. Гривки Саратовской обл. – 07.07.2004) - российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии мышления. Автор концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций и концепции творческой одаренности детей. Ученик С. Л. Рубинштейна. Доктор психологических наук (1974 г.), профессор (1982 г.). Член-корреспондент АПН СССР (1985 г.), действительный член АПН СССР (1990-1993), действительный член РАО (с 1993 г.). Председатель Общества психологов СССР (1983-1987 гг.). Главный редактор журнала Вопросы психологии (1981 – 1992 гг.). Награжден медалью К. Д. Ушинского (1997 г.). Участник ВОВ (1944-1945 гг.). Награжден медалью «За победу над Германией». Завершив службу в армии, поступил на отделение психологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова(1948-1953 гг.). В 1955-1957 гг. учился в аспирантуре отделения психологии факультета философии МГУ. После аспирантуры работал ред. отдела психологической литературы издательства АПН РСФСР (1957-1961 гг.), затем - научным сотрудником одного из московских научно-производственных объединений (1961-1963 гг.). В 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, в которой были представлены психологические факторы, характеризующие условия анализа и обобщения, роль отношений в решении системы мыслительных задач, этапы поиска и решения новых проблем. С 1963 г. по 1974 г. работает в НИИО и ППАПН СССР в лаборатории психологии обучения, где продолжил изучение психологической структуры мышления, разрабатывал методы его теоретического и экспериментального исследования, а также работал над психологическим обоснованием проблемности в обучении как факторе психического (в том числе, интеллектуального) развития человека. В результате была создана концепция психологической структуры и типологии проблемных ситуаций, составившая основу докторской диссертации «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (1974 г.). В 1974-1980 гг. Матюшкин работает в НИИ проблем высшей школы Министерства просвещения СССР, где возглавил сектор психологии. Руководил исследованиями, направленными на разработку психолого-педагогических принципов проблемно-диалогических форм обучения и психолого-педагогических требований к учебному диалогу. На основе сформулированного подхода изучались проблемы развития профессионального мышления студентов, совершенствовались формы и методы обучения в высшей школе (Актуальные проблемы психологии в высшей школе, 1977; Проблемы развития профессионального мышления студентов в основных видах обучения, М., 1978). В 1980 г. возглавляет лабораторию Психологии развития познавательных процессов в обучении НИИ ОиПП АПН СССР (с 1983 г. по 1990 г. - директор института), где разрабатывает концепцию исследовательской активности в мышлении и обучении (изучалось развитие внимания, памяти и мышления на разных возрастных этапах). В концепции было предложено иное, по сравнению с традиционным, целостное понимание познавательного развития как творческого процесса раскрытия потенциальных возможностей человека (Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности, М., 1984). В этот период осуществил ряд международных проектов в области гуманистической и образовательной психологии, организовывал международные конференции и семинары, работал над перестройкой содержания и стиля работы института, направляя его на развитие фундаментальных исследований психологии развития учащихся с целью психологического обеспечения реформы общеобразовательной и высшей школы. Другим важным направлением научной работы Матюшкина было возрождение исследований по проблеме одаренности детей. В 1987-1989 гг. была разработана научная концепция и программа исследования и развития одаренных, талантливых детей, учащихся и студентов - Творческая одаренность, утвержденная коллегией Гособразования СССР (1989 г.). Оставив директорский пост (1990 г.), Матюшкин возглавил созданный им Центр по творческой одаренности детей при НИИ ОиПП. В 1992 г. Центр был преобразован в лабораторию психологии одаренности ПИ РАО, где под его руководством были развернуты широкомасштабные международные (США, Германия) проекты по диагностике, обучению и развитию одаренных детей. Разработана концепция творческой одаренности, ставшая основой ряда государственных документов в сфере образования детей (Развитие творческой активности школьников, М., 1991; Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики, М., 1993.) Матюшкин автор большого количества научных работ, последняя из которых - Мышление. Обучение. Творчество, М., 2001.

Л. А. Карпенко

Источник:Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – Т. История психологии в лицах: Персоналии. – М., 2005. – С. 297-298.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского