|
Жак Маритен (Maritain)(18.11.1882 г., Париж, - 28.04.1973 г., Тулуза), французский философ и педагог, виднейший представитель неотомизма. Окончил Сорбонну; с 1914 г. профессор философии Парижского католического института. В 1933-1944 гг. работал в Институте средних веков в Торонто (Канада). В 1945-1948 гг. посол Франции в Ватикане. Преподавал в Принстонском (профессор в 1948-1966 гг.) и Колумбийском университетах (США). Маритен возглавлял течение либерального неотомизма. Некоторые церковные идеологи обвиняли его в отступлении от католической ортодоксии. Но именно Маритен в значительной мере предвосхитил тот "новый курс", который стал осуществляться Ватиканом с середины 50-х гг. 20 века. Наряду с разработкой философских и социологических проблем изложил и обосновал педагогическую концепцию неотомизма. Согласно Маритену, идейной основой педагогики должен стать "интегральный" гуманизм, который, в отличие от "антропоцентрического", распространяющего иллюзию о всемогуществе человеческого разума, рассматривает человека как несовершенное существо, нуждающееся в постоянном руководстве со стороны "божественного провидения". Осуждая тоталитаризм и расизм, выражая тревогу в связи с ростом юношеской преступности, девальвацией духовных ценностей и моральной деградацией части молодёжи, Маритен связывал эти явления непосредственно с упадком религиозного влияния. Из этого следовало, что необходимо систематически приобщать детей к религии, сделать глубокую веру в бога их органической внутренней потребностью, ибо только на такой основе возможно подлинно нравственное воспитание. По утверждению Маритена принцип строгого разграничения и одновременно органического сочетания "истин разума" и "истин веры" должен быть "начертан над входом в любое учебное заведение". В разработанной им модели учебного плана средней школы предусматривался, наряду с основами современных наук, обязательный и обширный курс теологии. Без этого, по мнению Маритена, нельзя глубоко уяснить закономерности общественного развития, поскольку многие современные политические и идеологические конфликты уходят своими корнями в религиозную борьбу и теологические дискуссии. В отличие от наиболее радикальных католических идеологов, требовавших немедленной денационализации школ и передачи их в ведение церкви и религиозных обществ, Маритен признавал, что религиозная идеология не занимает монопольного положения в современном мире. Поэтому в рамках национальных систем образования возможно сосуществование конфессиональных и светских учебных заведений. Литература: Bars H., Maritain en notre temps, P., 1959; Peces-Barba Martinez G., Persona, sociedad, estado. (Pensamiento social у politico de Maritain), Madrid, 1972. Б. Л. Вульфсон Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 544. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|