|
Юрий Михайлович Лотман(28.02.1922, Петроград - 28 октября 1993, Тарту), филолог и культуролог, доктор филологических наук (1962 г.), действительный член Академии наук Эстонии (1990 г.), член многих зарубежных академий. Окончил Ленинградский государственный университет (1950 г.). С 1963 г. профессор Тартуского университета. Автор трудов в области структурной поэтики, семиотики и истории русской литературы, связанных между собой единым подходом к культуре как динамичной знаковой системе, открывающей в процессе взаимодействия её различных сфер (науки, искусства и др.), историко-культурных моделей, художественных языков новые содержательные стороны. Культура, по Лотману, в своём развитии отражает сложность бытия, непредсказуемость и многовариантность исторического процесса. Опираясь на идеи полифонии художественного мышления и диалога культур (М. М. Бахтин), Лотман показывает многомерность культурного пространства и утверждает право искусства "вырваться из сферы однозначных смыслов" для свободного творчества, требующего этической ответственности человека. Представление о единстве научных и этических подходов в сфере культурной деятельности, стремящейся к открытому поиску истины - существенная часть культурологической концепции Лотмана, придающая ей особое просветительское значение ("Лекции по структуральной поэтике", 1964; "Статьи по типологии культуры", в. 1-2, 1970-73; "Анализ поэтического текста", 1972; "Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин". Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста", 1975). Создал ряд пособий для средней школы, ориентированных на формирование у учащихся культуры мысли и эмоций, эстетической интуиции, способности к восприятию искусства в его идейно-художественной целостности. Написанные Лотманом в соавторстве с В. Невердиновой "Учебник-хрестоматия по литературному чтению для 9 класса" (1982 г.) и "Книга для учителя. Методические материалы к учебнику-хрестоматии для 9 класса" (1984 г.) обобщают опыт построения курса рус. языка и литературы в эстонской средней школе. В структуре учебника заложена определённая композиционная идея, позволяющая ученику по мере постижения художественных произведений осмыслить нравственное единство русской литературы. Разбор тематики и проблематики произведений направлен на раскрытие внутренних закономерностей и связей литературного процесса. Одновременно от автора к автору усложняется и углубляется изучение явлений стилистики и поэтики. Смена лирических, героических, сатирических мотивов создаёт определённый эмоциональный ритм восприятия художественной словесности. В учебнике разработана система анализа произведений (различная для прозаических и поэтических жанров), включающая использование дополнит, текстов: очерков "быта и нравов" эпохи, обзора общей проблематики творчества писателя, истории прочтения книги, отрывков из воспоминаний современников, подробных стилистических комментариев; комплекса упражнений: дотекстовых (обработка новой лексики, фразеологизмов и т. д.) и послетекстовых, направленных на выработку навыков выразит, чтения, активной речи, искусства интерпретации произведения, формирования собственного мнения. Учащимся средней школы адресованы также учебники по русской литературе на эстонском языке для 9 и 11 классов (последний составлен совместно с 3. Г. Минц и С. Г. Исаковым). Развитие творческих способностей, исследовательской самостоятельности детей, углубление нравственных и эстетических воздействия литературы Лотман связывает со сближением школьной практики и современной науки, с овладением учителем научной методикой анализа текстов (как в историческом, так и в теоретическом аспектах). Подобный подход отражают работы об А. С. Пушкине (премия им. А. С. Пушкина Российской академии наук, 1992 г.): "Комментарий к роману "Евгений Онегин"" (1983 г.) и "А. С. Пушкин. Биография писателя" (1981 г.). В "Комментарии", помимо общих статей, раскрывающих внутреннюю хронологию романа, историю его создания, особенности дворянского быта эпохи, сочетаются два вида толкований: собственно текстуальные (раскрывающие смысл архаичных слов, утраченных реалий, литературных реминисценций и т. п.) и концептуальные (анализирующие идейно-художественные функции слов и тропов, логику становления характеров персонажей, особенности структуры произведения, своеобразие авторской позиции). С 80-х гг. выступает с телевизионным циклом "Беседы о русской культуре", охватывающим различные стороны и проблемы истории и литературы 18-19 веков. Является одним из ведущих авторов серий - "Труды по знаковым системам" и "Труды по русской и славянской филологии" (издание Тартуского университета). Д. Л. Ермаков Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 529-530. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|