|
Борис Федорович Ломов(28.01.1927, Нижний Новгород, - 11.07.1989, Амстердам, похоронен в Москве), психолог, член-корреспондент АПН СССР (1965 г.) и АН СССР (1976 г.), доктор педагогических наук (1963 г.), профессор (1964 г.). После окончания отделения психологии ЛГУ (1951 г.) работал там же; ученик Б. Г. Ананьева. В 1959 Ломов основал в ЛГУ первую в СССР лабораторию инженерной психологии; в 1966 стал первым деканом факультета психологии ЛГУ. В 1967-1971 гг. заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР. Организатор и директор ИП АН СССР (1971 г.), одновременно (с 1977 г.) заведующий кафедрой социологии и психологии управления Академии народного хозяйства СССР. Основатель и главный редактор "Психологического журнала" (1980-1987 гг.), президент Общества психологов СССР (1968-1983 гг.). С 1972 г. член Исполкома Международного союза психологических наук. В 1986 г. по инициативе Ломова создан Научный совет по комплексному изучению человека при президиуме АН СССР. Удостоен почётных наград и званий ряда зарубежных академий и университетов. Ранние экспериментальные исследования Ломова посвящены проблемам воображения, формирования пространств, представлений и др. С середины 50-х гг. в центре научных интересов Ломова - проблемы отношений "человек - техника". Экспериментальные и теоретические работы Ломова в этой области заложили основы инженерной психологии в нашей стране. В сфере методологии науки исследовал категориальный аппарат психологии, сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений. Разработал новый подход к проблеме общения, рассматривая взаимозависимость общения и познания, общения и деятельности. С участием Ломова выполнены исследования коммуникативных аспектов познавательных процессов. В практике преподавания черчения и рисования заметную роль сыграла работа Ломова "Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников" (1979, соавт.). Автор свыше 300 научных работ по различным проблемам психологии (авиационная и космическая психология и др). Соч.: Осязание в процессах познания и труда, М., 1959 (соавт.); Формирование производств, навыков у школьников. Л., 1959; Человек и техника, M., 1966; Человек в системах управления, М., 1967; Правовые и социально-психол. аспекты управления, М., 1972; Психол. наука и обществ, практика, M., 1974; Инженерная психология. Теория, методология, практич. применение, М.,1977; Психология и управление, M. 1978 (соавт.); Антиципация в структуре деятельности, М., 1980 (соавт.); Методологич. и теоретич. проблемы психологии, М., 1984; Вербальное кодирование в познават. процессах, М., 1986 (соавт.); Вопросы общей, пед. и инженерной психологии, М., 1991. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия». - Т. 1, 1993. - С. 528. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|