|
Николай Иванович Лобачевский[20.11(01.12).1792 г., Нижний Новгород, - 12(24).02.1856 г., Казань], математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Родился в семье чиновника. Учился в Казанской гимназии (1802-1807 гг.) на казённом содержании, затем в университете (1807-1811 гг.), по окончании которого получил степень магистра и был оставлен при университете. С 1814 г. адъюнкт, с 1816 г. экстраординарный и с 1822 г. ординарный профессор. Несмотря на трудную обстановку в годы попечительства М. Л. Магницкого, Лобачевский вёл большую научную и педагогическую работу (преподавал математику, физику, астрономию), отстаивая в преподавании материалистические взгляды. В 1827 г. Лобачевский был избран ректором университета и за 19 лет добился его подлинного процветания. Под руководством Лобачевского был построен комплекс вспомогательных зданий университета: библиотека, астрономическая обсерватория, физический кабинет и химическая лаборатория, анатомический театр, клиника и др. Лобачевский основал "Учёные записки Казанского университета" (1834 г.) и развил издательскую деятельность. Подчёркивая общественную роль образования, Лобачевский стремился увлечь студента патриотическим идеалом учёного-гражданина, который "высокими познаниями составляет честь и славу своего отечества". Лобачевский настаивал на развитии и совершенствовании способностей человека, на гармоническом сочетании специальной подготовки с общим развитием и освоением эстетической и этической культуры. Постоянное внимание к воспитательным аспектам науки, поиски философских основ научного знания, оптимальных педагогических средств и путей передачи этого знания - основа методико-педагогической теории Лобачевского. Вопросы, связанные с обучением в школе, наиболее полно и систематизировано рассмотрены им в работе "Наставление учителям математики в гимназиях" (1828 г., опубликована в 1832 г.). Лобачевский разработал план ступенчатого изучения математики в гимназии: постепенное восхождение от чувственного восприятия к формированию отвлечённых понятий и суждений, их доказательству. Философские позиции Лобачевского определили его подход к вопросу о цели и содержании образования, связи обучения с жизнью, о воспитывающем характере обучения, соответствии содержания и методов обучения возрастным возможностям учащихся и т. д. Лобачевский во многом предвосхитил идеи русских педагогов 60-х гг. 19 века в оценке реального образования как основы развития личности. Обучение Лобачевский рассматривал как единый процесс умственного и нравственного развития ребёнка, ведущую роль в воспитании "начал нравственности" отводил преподаванию литературы и истории, подчёркивал огромную воспитательную роль родного языка. Идея осознанного усвоения учебного материала у Лобачевского имела важное значение в то время, когда в школе преобладали догматические методы преподавания, а ученик рассматривался лишь как пассивный объект педагогического воздействия. Важную роль в реализации учебно-воспитательных задач Лобачевский отводил методам обучения, выделяя как главные - аналитические и синтетические и подчёркивая значение практических. Особое внимание он уделял ученическим сочинениям и литературным беседам, считая последние наиболее творческим элементом учебного процесса. Педагогические идеи Лобачевского получили во 2-й половине 19 века развитие в русской педагогической науке. Большое значение для педагогической практики имела деятельность Лобачевского в области народного образования. Он состоял почти бессменным председателем испытательного комитета для проверки знаний абитуриентов университета, председателем училищного комитета (с 1827 г.), в ведении которого по Уставу 1805 г. находились все школы Казанского округа. Будучи исполняющим обязанности попечителя, а затем помощником попечителя округа (1845-1855 гг.), Лобачевский добился улучшения материального положения начальных школ округа, проводил широкую методическую работу среди учителей. Литература: Васильев А. В., Лобачевский, СПБ., 1914; Каган В. Ф., Лобачевский, М. – Л.,1948 (библ.); Н. И. Лобачевский. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом, М., 1976 (библ.). Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 524. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|