|
Валентина Яковлевна Ляудис(04.02.1932 г. в Симферополе – 10.08.2002 г.), заместитель декана факультета психологии МГУ по научно-методической работе (1987). Окончила отделение психологии философского факультета МГУ в 1955 г. Кандидат психологических наук (1967 г.), доктор психологических наук (1979 г.), профессор кафедры педагогической психологии и педагогики факультета психологии МГУ (1984 г.). Член специализированных советов по защите кандидатских диссертаций (заместитель председателя, 1991 г.) и докторских диссертаций (1979 г.), заместитель председателя Совета по психологии учебно-методического объединения университетов России (1988 г.); член Общества психологов СССР (1962 г.). Награждена медалью "Ветеран труда". Удостоена почетного звания "Заслуженный профессор МГУ" (1996 г.). Область научных исследований: психология развития, психология обучения и воспитания, общая и социальная психология. Ляудис В.Я. выявила и впервые описала функциональную структуру и условия развития четырех генетически различных форм памяти: бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики; переходной, внешне опосредствованной памяти; осознаваемых произвольных процессов памяти и метапамяти. Установила специфику процесса функционального развития памяти, связанную с ростом готовности к предстоящему посредством реорганизации схем преемственности актуального поведения по отношению к прошлому и будущему. На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти построила программы обучения письменной речи, учебной деятельности в начальной, средней и высшей школе. Научно-исследовательская работа Ляудис В.Я. в последние 15 лет была направлена на создание концепции учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя с учениками. Проектирование сотрудничества между учителем и учениками и в группах учеников в естественных условиях обучения позволило выявить систему форм взаимодействий, межличностных отношений и общения, составляющих социально-психологические предпосылки взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития личности в процессе обучения. Прикладной аспект этих исследований нашел отражение в программах повышения психолого-педагогической и социологической компетентности преподавателей вузов и учителей школ. Читала общие курсы лекций: "Педагогическая психология", "Методика преподавания психологии"; спецкурсы: "История возрастной и педагогической психологии", "Социо- и онтогенез памяти", "Психология формирования юношеской личности". Вела спецсеминар: "Психологические основы инновационного обучения". Подготовила 17 кандидатов наук и 2 докторов наук. Опубликовала 110 научных работ. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|