|
Густав Адольф Линднер (Lindner)(11.03.1828 г., Рождяловице, - 16.10.1887 г., Прага), чешский философ и педагог. Окончил философский факультет Карлова университета в Праге (1850 г.). Преподавал философию, математику и физику в средних школах различных типов. В 1872-1882 гг. директор учительского училища в Кутна-Гора, с 1882 г. первый профессор педагогики Карлова университета (чешское отделение). Педагогические взгляды Линднера сложились на основе учения И. Ф. Гербарта. Они нашли отражение в ранних работах Линднера, учебниках по воспитанию и обучению для учителей средних школ (1877 г., и другие издания). Позднее под влиянием Ч. Дарвина, Г. Спенсера пытался применить эволюционный подход в педагогических исследованиях. Рассматривая человека как ячейку сложного обществ, организма, считал, что воспитание должно проходить в гармонии с моральным и общекультурным развитием общества. Считал, что формирование обществ, поведения и усвоение нравственных норм происходит на основе личной заинтересованности людей. В связи с этим отстаивал идею концентрации учебного материала вокруг наиболее важных и полезных для будущей жизни учеников областей знания. Был противником перегрузки учебных программ, ведущей к формальным знаниям. Воспитание и обучение, по мнению Линднера, должны строиться на принципе естественности ("природосообразности"), для реализации которого необходимо знание детской психологии и логики. Руководствуясь этим принципом в соединении с наглядностью и системностью обучения, учитель сможет лишь направлять учебную деятельность ребёнка, предоставляя ему возможность самостоятельно наблюдать и делать выводы. В дидактике ориентировался на гербартовские принципы последовательного усвоения учебного материала (теорию "ступеней"). Однако учитывал опасность формального применения этих идей, возведения их в абсолют. Чтобы уточнить место педагогики среди др. наук, предложил её классификацию. Педагогика, по Линднеру, состоит из исторической и систематической частей, в последней выделяются философское и эмпирическое (практическое) направления. К философскому направлению относил педагогическую антропологию, педагогическую психологию, педагогическую телеологию (учение о целях и задачах воспитания), педагогическую методологию (учение о педагогическом руководстве и дидактику). В эмпирической педагогике рассматривал учения о "неделимом" (внешкольном) и о "делимом" (школьном) воспитании, включающем организацию школы и правовые предписания. Выдвинул идею обязательного специализированного обучения педагогике в зависимости от будущей функции конкретного человека в школьной системе. Предложенная Линднера концепция высшего педагогического учебного заведения предусматривала создание "музея наглядных пособий", мастерских, пришкольного участка и пр. В 1888 вышел основной теоретический труд Линднера "Педагогика на основе науки о развитии..." ("Paedagogika na zaklade nauky о vyvoji prirozenem, kulturnim a mravnim"). Перевёл на немецкий язык "Большую дидактику" Я. А. Коменского, книгу К. А. Гельвеция "О человеке" и др. Был редактором 6иблиотеки "Классики педагогики", издателем первого чешского научно-педагогического журнала "Paedagogium" (1879-1881 гг.), автором многочисленных статей в энциклопедическом справочнике по воспитанию ("Enzyklopadisches Handbuch der Erziehungskunde", 1882- 1883). Литература: Kral J., G. A. Lindner. Zivot a filosofie, в кн.: Lindner G. A., Myslenky k psychologii spolecnosti jako zaklad spolecenske vedy, Praha, 1929; его же, Studie o G. A. Lindnerovi, Brat., 1930. Г. А. Касвин Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 507. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|