|
Злата Ионовна Лилина(1882, г. Друя Витебской губ., - 1929, Ленинград), педагог, деятель народного образования. Жена Г. Е. Зиновьева. По окончании гимназии в Митаве работала учительницей (1902). В 1902 вступила в РСДРП, с 1903 в организации большевиков. В 1902-1903 находилась в Швейцарии, училась на медицинских курсах в Берне. В 1905-1907 в Петербурге, участвовала в революционных событиях, продолжала педагогическую деятельность. В 1908-1917 вновь в Швейцарии (Женева), работала под руководством В. И. Ленина. Сотрудничала в газетах "Звезда", "Правда", журнале "Работница", участвовала в подготовке партийных публикаций. После Февральской революции в России, с апреля 1918 заведовала отделом социального обеспечения Петроградского совета. Возглавляла борьбу с детской беспризорностью, организовывала питание и снабжение детей в школьных учреждениях, приютах, детдомах. С 1920 заведующая петроградским Губсоцвосом и заместитель заведующего губоно. В 1924-1926 заведующая петроградским губоно. Затем командирована в распоряжение ЦК партии, в 1927-1929 заведовала отделом детской книги Госиздата, член коллегии Главсоцвоса НКП РСФСР. В основе организаторской и научно-педагогической деятельности Лилиной лежало представление о том, что школа - "первая ступень жизни" (а не средство подготовки к ней), на которой учащиеся должны обрести духовную свободу и научиться "самоуправляться и управлять". Лилина настаивала на вариативности типов общеобразовательной школы. Наиболее жизненными в условиях послереволюционного периода она считала апробированные в практике Петроградской губернии (Союза северных коммун) три типа: школы с продлённым днём, школы-клубы (с правом свободного посещения в течение полного дня и изучением предметов по выбору), детские дома (или "детские трудовые коммуны"; рассматривались как тип массовой школы). Лилина показала разнообразные возможности взаимодействия и сотрудничества в них школьников с учителями, воспитателями, трудовым населением (Советы по народному образованию, "рабочие патронаты", так называемые летние школы, создаваемые при поддержке предприятий и крестьянских обществ, занятия с привлечением специалистов производства, творческой интеллигенции и др.). Способствовала развитию школ с сельскохозяйственным и индустриальным уклонами. Отмечая необходимость связи школы с производительным трудом, Лилина в то же время заняла леворадикальную позицию по отношению к профессиональному образованию, противопоставив его общему. В полемике по проблемам трудового обучения она выступила против идей ранней профессионализации и монотехнического образования. После 15-го съезда ВКП(б) (1927) Лилиной была инкриминирована принадлежность к "троцкистской оппозиции", она была исключена из партии. Со 2-й половины 30-х гг. имя и труды Лилиной были изъяты из научного обращения и библиографии. Соч.: Социально-трудовое воспитание. Итог четырехлетней работы с Октябрьской революции до октября 1921 г., П., 1921; Красный календарь в трудовой школе. Метод, статьи, инструктивный материал и библиография, Л., 1924 (сост.); Школа и трудовое население. Опыт связи. Принципы и методы, Л., 1925; Практика социального воспитания. (Опыт Ленинграда и Ленингр. губ.). Сб., М. - Л., 1926 (ред.); Лилина о самой себе (Автобиография), "Красная летопись", 1929, № 4, с. 244-46; Пед. методы Ленина, М., 1925. Лит.: Гинтовт А., Педагог - энтузиаст, "Красная летопись", 1929. № 4; Пед. деятельность и пед. взгляды 3. И. Лилиной. (Метод, материалы для студентов). Сост. В. В. Макаев, Пятигорск, 1990. В. В. Макаев Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 506. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|