|
Владислав Александрович Лекторский
(родился 23.08.1932 г., Москва) - специалист по теории
познания и философской науки: доктор философских наук, профессор.
Окончил философский факультет МГУ (1955 г.), аспирант Института
философии АН СССР (1959 г.). С 1959 г. — в Институте философии АН
СССР (ныне РАН): с 1969 г. - заведующий сектором теории познания, с
1992 г. — заведующий Центром эпистемологии, с 1998 г. -
заведующий отделом эпистемологии и логики. С 1988 г. - главный редактор
журнала "Вопросы философии". Член-корреспондент РАН, академик
Российской академии образования. В 1988-1998 гг. председатель
экспертного совета по философии и социологии ВАК РФ. С 1988 г. - член
совета Директоров Международной федерации философских обществ. В
1993-1998 гг. - вице-президент этой федерации. С 2000 г. член
Международного института философии. (Париж). С 1988 г. член руководства
Международного общества по исследованию культуры и теории деятельности.
Асессор Международного союза по логике, методологии и философии науки
(1991-1995 гг.). С 1995 г. член Центра по философской науки
Университета Питтсбурга (США). Под редакцией Лекторского изданы
монографии: "Философия. Методология. Наука"(1972 г.); "Гносеология в
системе философского мировоззрения" (1983 г.); "Деятельность: теория,
методология, проблемы" (1990 г.); "Теория познания" в 4 томах
(соредактор) (1991-1993 гг.); "Исторические типы рациональности" (Т. 1,
1995 г.); "Идеал, утопия и критическая рефлексия" (1996 г.);
"Рациональность на перепутье" (Т.1. 2000 г.). Лекторский -
редактор-составитель книги "Философия не кончается" (о развитии
отечественной философии в 20-80-е гг. XX столетия) в 2 томах (1999 г.).
В трудах Лекторского развивается концепция деятельностного и
культурно-исторического анализа познания. В этой связи дается критика
натуралистической интерпретации познания, вводится понятие
"предмета-посредника" (в различных формах, вплоть до разнообразных
знаково-символических систем) и обосновывается идея о специфически
социально-культурной опосредствованности как особенности познавательной
деятельности (в отличие от простой информации). Лекторский развил идею
о взаимосвязи сознания внешнего объекта и самосознания субъекта в
разнообразных формах, начиная от "неявного знания" себя и кончая
развернутыми формами рефлексии над собой и продуктами собственной
деятельности (и на разных уровнях знания: перцепция, мышление,
теоретическое. знание). В этой связи спец. анализу было подвергнуто
понятие рефлексии, выделена субъективная рефлексия (относящаяся к
сознанию индивидуального субъекта) и рефлексия объективная (относящаяся
к объективированным формам знания) и показана взаимосвязь осмысления и
преобразования объекта в ходе рефлексивной деятельности. Лекторский
исследовал взаимосвязь обоснования и развития знания в процессе
рефлексии над научными теориями. В его работах дан анализ той
интерпретации рефлексии, которая сложилась в классической
западноевропейской философии и которая во многом определяла специфику
этой формы философствования в целом (рефлексия как полнота знания о
субъекте, как "прозрачность" субъекта для самого себя и как
эксплицирование всех предпосылок объективированных форм знания),
показана ограниченность такого понимания и обоснована идея о
взаимосвязи и взаимопереходах рефлективных и нерефлективных измерений
познавательной деятельности, рассмотрена теория познания как особый вид
рефлексии над знанием, сформулирована идея о включении
эпистемологического образа науки в реальный познавательный процесс,
проанализированы разные способы этого включения. В своих
"мета-эпистемологических" исследованиях. Лекторский изучил разные
подходы к разработке теории познания (психологизм, антипсихологизм,
нормативизм, дескриптивизм, натурализм, социологизм) и развил
социокультурную интерпретацию эпистемологии, опирающуюся на анализ
истории науки, истории культуры и социально-культурно
интерпретированной психологии. Важную роль в концепции Лекторского
играет идея о существовании двух типов субъектов: индивидуального и
разных форм коллективных субъектов, отношения между которыми могут
меняться. Лекторский известен также как специалист по философской
психологии. Он исследовал философские предпосылки психологии теории
деятельности, культурно-исторической теории Л. Выготского и
генетической эпистемологии Пиаже и раскрыл их связь с общими
эпистемологическими проблемами. В последнее время Лекторский критически
исследует некоторые догматические стереотипы отечественных исследований
в области теории познания (теория отражения, понятие ощущения,
восприятия, чувственного познания, сознания и самосознания, разделение
субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений и др.). Он делает
попытку пересмотреть ряд традиционных проблем и принципов классической
эпистемологии (проблема "Я", "внутреннее" и "внешнее", субъективное
переживание, сознание и деятельность, сознание и бессознательное и др.)
в неклассическом ключе, используя коммуникационный подход. Вместе с тем
он выявляет связь современных проблем эпистемологии с рядом актуальных
проблем социальной философии, философской культуры: гуманизм,
толерантность, плюрализм, критицизм, рациональная дискуссия, судьбы
рациональности в современной культуре, вера и знание, типы реальности и
виды знания и др.
Источник
В фонде библиотеки имеются следующие
издания:
Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского
Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому
изображению внизу
|
|
Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д.
Ушинского
|
|
|