|
Рене Ле Сенн (Le Senne)(08.07.1882, Эльбёф, — 01.10.1954, Париж) французский философ-моралист, метафизик и психолог, близкий к христианскому экзистенциализму. Доктор философии (1909 г., 1930 г.), профессор Сорбонны (1929-1931 гг. и с 1942 г.). Член Академии моральных и политических наук (1948 г.), президент Международного института философии (1952-1953 гг.). Кавалер Ордена Почетного легиона. Учился в различных парижских лицеях, окончил Высший педагогический институт, где его руководителем был Ф. Pay. В 1909 г. получил степень агреже философии; в 1930 г. защитил докторские диссертации: основную — Долг (Le devoir, посвящена Pay) и дополнительную — Ложь и характер (Le mensonge et le caractre). Некоторое время преподавал в лицее Людовика Великого, в Высшем педагогическом институте. В 1934 г. основал, совместно с Луи Лавелем, серию публикаций Философия духа. С 1942 г. стал профессором моральной философии в Сорбонне. Первоначально интересы Ле Сенна лежали в области науки и эпистемологии. Но после Первой мировой войны, утратив веру в способность науки решать проблемы человеческой жизни, связал свои надежды с развитием философских исследований спиритуалистской ориентации. В этот период наибольшее влияние на него оказали Гамлен, Бергсон (хотя он отрицал некоторые существенные аспекты бергсонизма, в том числе критику интеллектуализма) и Pay, с которым его сближает концепция опыта и желание спиритуализировать рационализм путем объединения интеллекта и интуиции. Следуя Гамлену, Ле Сенн создал концепцию конкретного идеализма, которую противопоставил эмпиризму и позитивизму. Но Ле Сенна интересовало, главным образом, не построение таблицы категорий, а исследование функций сознания в его взаимодействии с реальностью. Среди таких функций он выделял: метафизику, которая, не отличаясь коренным образом от науки, постигает более глубокие отношения реальности; науку, опирающуюся на опыт и практическую деятельность; религию; мораль; искусство. Важную роль в концепции Ле Сенна играет противоречие как отношение противоположностей. Плодотворность взаимодействия противоположностей он усматривает в том, что страдание от осознания противоречия побуждает индивида разрешать его в синтезе, т.е. в действии. Действие же связано с долгом, который понимается Ле Сенном как первичный принцип бытия, как условие возможности и науки, и морали. В докторской диссертации Ле Сенн развил концепцию долга как основания морали, представив долг в качестве первичной идеи, содержащей в себе, как в зародыше, все возможные определения конкретного существа. В работе "Введение в философию" (Introduction a la philosophie, 1925 г., 1939 г.) Ле Сенн изложил свою философию ценностей, где ценность понимается уже не как следствие, а как источник всякого долга. Основные ценности: истина, благо, красота и любовь — в разной мере представлены и по-разному сочетаются у разных людей, что связано и с конкретными ситуациями, в которых те оказываются. Высшая ценность — это Бог, то есть бесконечная любовь, открывающаяся личности в ее духовном, в том числе моральном опыте. Эта концепция изложена также в работах "Препятствие и ценность" (Obstacle et valeur , 1934 г.), "Трактат об общей морали" (Traiet de morale generate, 1942 г.). Ле Сенн называл свою философию идео-экзистенциальным персоналистическим спиритуализмом. В соответствии с его философской концепцией всеобщий дух есть предварительное условие симпатии общества и познания; осознавшее себя Я обладает частицей бесконечного Я, которое и есть ценность; Я и не-Я в сознании взаимодействуют, пронизывая друг друга; а сущность религии заключается в том, чтобы переступать границы сознания. Ле Сенн известен также как создатель концепции характерологии; характер он рассматривает как совокупность врожденных свойств, а личность как совокупность качеств, выработанных человеком в течение жизни; характер и личность — два полюса человеческого Я. Ле Сенн дает классификацию характеров, исходя из таких черт личности, как эмоциональность, способность к активной деятельности и др. Такая характерология, по его мнению, призвана способствовать лучшему взаимопониманию и коммуникации между людьми. Она изложена в работе "Трактат о характерологии" (Traiet de caractrologie, 1945, 1949). В издательстве Presses universitaires de France Ле Сенн основал серию "Характеры" (Саrасtres). Идеи Ле Сенна оказали определенное влияние на французскую педагогику середины 1920-х гг. Среди других его работ — "Личная судьба" (1951 г.); "Открытие Бога" (1955 г.), (издана посмертно). Л.А. Карпенко Е. Г. Осовский Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. В фонде библиотеки имеется следующее издание:
|