|
Вильгельм Август Лай (Lay)(30.07.1862, Бётщшген в Брайсгау, ныне в Германии, - 09.05.1926, Карлсруэ), немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики, доктор философии (1903 г.). Был сельским учителем, затем учился в Высшей технической школе в Карлсруэ и в университете Фрайбурга. С 1892 г. преподаватель в учительской семинарии в Карлсруэ. Последователь Э. Мёймана, Лай исходил из биолого-психологической трактовки единства восприятия, умственной переработки воспринятого и выражения сложившихся представлений соответствующим действием. Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия, в понятие которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение. Именно действие ученика совместно со сверстниками в рамках так называемой школьной общины составляет, по Лаю, смысл воспитания, решающим образом способствуя социализации учащихся. С помощью дидактического эксперимента стремился определить условия успешного обучения и обосновать оптимальную систему наглядных средств и методов обучения. Основное значение придавал учебному моделированию, химическому и физическому эксперименту, рисованию. Лай считал, что "школа действия" способна изменить социальную действительность Германии, а экспериментальная педагогика - синтезировать все педагогические искания начала 20 века. "Школа действия" как учебно-воспитательная система не выдержала проверки практикой массового обучения и превратилась в иллюстративную школу. Идеи Лая оказали в 20-е годы значительное влияние на методику некоторых школьных предметов: естествознания, арифметики и др. Литература: Есипов Б. П., К критике теории Лая о процессе обучения, «Советская педагогика», 1938, № 1. П. А. Лебедев Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 492-493. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|