Вадим Андреевич Крутецкий

Вадим Андреевич Крутецкий

(декабрь 1917, Москва - 15.09.1991, Москва) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей. Доктор психологических наук (1968 г.), профессор. В 1941 г. закончил отделение экономической географии МГУ и с августа этого же года начал свою профессиональную педагогическую деятельность (в армию не был призван из-за плохого зрения). Преподавал в техникуме, был завучем, затем директором школы. В 1947 г. поступил в аспирантуру Института психологии (позже — НИИ ОиПП АПН СССР, ныне ПИ РАО), в 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию «Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников» и далее в течение тридцати лет работал в этом институте. В 1960 г. возглавил лабораторию способностей. С 1974 г. по 1980 г. - заместитель директора НИИ ОиПП АПН СССР по научной работе. Исследовательская деятельность Крутецкого. первоначально касалась проблем возрастной и педагогической психологии, психологии воли и характера, что получило отражение в ряде книг, написанных в соавторстве с Н.С. Лукиным: «Психология подростка» (1959 г., 1965 г.); «Воспитание дисциплинированности подростков» (I960 г.); «Очерки психологии старшего школьника» (1963 г.). Впоследствии предметом его особого внимания становится психология способностей. Будучи последователем идей Б. М. Теплова, реализовал его подход на математическом материале: выделил и описал компоненты математических способностей, ввел понятие математическая направленность ума, исследовал роль личностного фактора в становлении математических способностей. В 1967 г. защитил докторскую диссертацию «Психология математических способностей школьников». В 1968 г. опубликовал одноименную монографию, которая была удостоена первой премии АПН СССР и издана в США, Англии, Японии и других странах. Наряду с исследовательской продолжал заниматься преподавательской работой. Опубликовал ряд монографий и учебников по педагогической психологии: «Основы педагогической психологии», 1972 г.), «Психология обучения и воспитания школьников» (1976 г.); учебник для педучилищ «Психология» (1974, 1980, 1986 гг.). В последние годы жизни Крутецкий был профессором кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина. Под его руководством разрабатывались проблемы способностей учителя, изучались сущность и структура общих и специальных педагогических способностей, условия их формирования и развития у студентов педвузов, разрабатывались методы диагностики педагогических способностей и др. Результаты этой работы были представлены в последней монографии Крутецкого «Педагогические способности, их структура, диагностика и условия формирования и развития» (1992 г.), обобщающей десятилетние исследования его творческой группы.

Л. А. Карпенко, Т. Д. Марцинковская

Источник:Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – Т. История психологии в лицах: Персоналии. – М., 2005. – С. 244.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского