Лоренс Кольберг

Лоренс Кольберг (Kohlberg)

(25.10.1927, Бронксвилл, США - 19.01.1987) - американский психолог, специалист в области психологии развития. Один из основателей теории когнитивизма, в том числе теории развития нравственности. Образование получил в Чикагском университете (бакалавр, 1949 г.; доктор философии, 1958 г.). В 1958-1959 гг. работал в Бостонском детском медицинском центре. В 1959-1961 гг. - адъюнкт-профессор Йельского университета, в 1961-1962 гг. - заведовал кафедрой психологии Чикагского университета, 1968-1987 гг. - профессор Гарвардского университета.

Кольберг исходил из того, что в психическом развитии детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами. Вслед за Ж. Пиаже исследовал развитие нравственности у детей, расширив и углубив его идеи. В своих экспериментах, поставив перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора (причем заведомо неоднозначного), анализировал систему их рассуждений. Это дало возможность выделить три уровня развития нравственных суждений, состоящих из двух стадий каждый — доусловный уровень, при котором дети оценивают действие исходя из его последствий; уровень традиционной нравственности, на котором общественно признанные ценности превалируют над личными интересами ребенка и посттрадиционный уровень, на котором люди обосновывают нравственные суждения на принципах, которые сами создали и приняли.

Кольберг, как и Пиаже, предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом Кольберг исходил из того, что на нравственное развитие влияет как общий уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение. Именно этот последний фактор вызывает наибольшее количество критических замечаний, хотя большинство исследователей в целом принимают последовательность этапов формирования нравственности, разработанную Кольбергом. Влияние когнитивного развития проявляется и в том, что дети (в русле общей тенденции к формированию категорий) достаточно рано и почти независимо от семейного окружения узнают о половых стереотипах. Это приводит их к поиску дополнительной информации о том, чем отличается поведение и ценности мальчиков и девочек друг от друга. Получив понятия о мужественности и женственности, дети, в силу их категоричности, получают негибкие стереотипы, определяющие их деятельность. Эти стереотипы учитываются и при интерпретации событий внешнего мира, в том числе и при развитии нравственности. Теория развития нравственности является одним из основных открытий Кольберга («The Philosophy of Moral Development», «Harperand Row», 1981 г.). Она получила подтверждения в экспериментальных исследованиях многочисленных последователей Кольберга в разных странах, а также в кросскультурных исследованиях.

Т. Д. Марцинковская

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 228-229.

В фонде библиотеки имеется следующее издание: