Виктор Аполлонович Кобылянский

Виктор Аполлонович Кобылянский

(20.07.1942 г., село Кудеча, Могочинский район, Забайкальский край – 30.10 2007 г. Чита), специалист в области общей теории бытия и взаимодействия природы и общества, философской экологии и экологического образования, общих проблем образования, доктор философских наук (1988 г.), профессор (1989 г.), академик Российской экологической академии (1995 г.), академик Академии социальных наук РФ (1997 г.), член-корреспондент Российской академии образования (2001 г.), почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Окончил географический факультет Ленинградского государственного педагогического института (ныне РГПУ) (1963 г.), аспирант философского факультета МГУ (1974 г.).

С 1968 г. преподавал философию в Читинском государственном педагогическом институте (ныне ЗабГГПУ), заведующий кафедрой (1975—1983 гг., 1987—1992 гг.), профессор кафедры и заведующий лабораторией по комплексному изучению человека (с 1992 г.), руководитель аспирантурой по социальной философии (с 1993 г.). Кандидатская диссертация — «Соотношение природы и общества (исследование методологических проблем)» (МГУ, 1975 г.), докторская диссертация — «Социально-философские основы теории взаимодействия природы и общества» (ИФ АН СССР (ныне ИФ РАН), 1988 г.).

Заместитель председателя и председатель Забайкальского отделения РФО (1981—2002 гг.), председатель Областной организации общества «Знание» (1989—1996 гг.), член диссертационых советов при БГУ и ИрГУ (1993—2003 гг.), член с 2004 г., председатель диссертационных советов при ЗабГГПУ (2004—2006 гг.), заместитель председателя Читинского научного центра СО РАО (с 2001 г.).

Организатор крупных научных мероприятий в Забайкалье. Кобылянский занимался также исследованием комплексного человековедения, «россиеведения», национально-ориентированного образования и воспитания.

В трудах Кобылянского предлагается теоретическая концепция взаимоотношения природы и общества как различных и взаимопроникающих образований. Выделяются две формы бытия природы — естественная (область взаимодействия «слепых, бессознательных» сил) и очеловеченная (организованная деятельностью людей), а также два уровня общественной жизни — социальный и технологический (очеловеченно-природный в его подчиненности социальному). Анализ общества и природы ведется с позиций единства субстрата и отношений, связей. В логике понятий исследуется процесс вырастания общественного из природного и обратного воздействия общественного на природное. Взаимодействие природы и общества рассматривается в деятельности человека как целостный, относительно самостоятельный процесс, вычленяются и анализируются его структура, механизм, самодвижение, исторические этапы и тенденции, определяются общие ориентиры и пути оптимизации, гармонизации.

Кобылянский — один из создателей нового философско-экологического направления. Экосистема трактуется им не как биологическое или биоцентричное, а как общенаучное понятие; она рассматривается как единство и взаимодействие любого центрального объекта («хозяина») и экосреды, находящихся на одном и том же и разных уровнях. Особой разновидностью экосистем являются экологические системы, взаимодействующие компоненты которых занимают качественно отличные уровни. Специфическими объектами комплекса экологических наук, общей теории экологии, гео-, био-, социо-, антропоэкологии выступают межуровневые взаимодействия. Одноуровневые взаимодействия исследуются неэкологическими науками. На этой основе определяются сфера и структура экологического знания, сущность и содержание экологического образования.

Источник

В фонде библиотеки имеются следующие издания: