|
Сергей Васильевич Клещёв(1902-25.07.1944 гг.) - физиолог, музыковед, автор исследований в области психофизиологии музыкальной деятельности. В 1920-1924 гг. учился в Кубанской консерватории по классу фортепиано и Политехническом институте в Краснодаре. С 1924 г. Клещёв преподавал игру на фортепиано в Ленинграде, занимался на Высших курсах искусствознания при Институте истории искусств. С 1927 г. - лаборант по психофизиологии при отделении театра и музыки Института истории искусств и в лаборатории академика И.П. Павлова, где опубликовал первый опыт физиологической разработки музыкальных проблем – «Физиология музыкального восприятия» (сборник «De Musica», вып. 3. Ленинград). В этой работе Клещёв, в противовес Штумпфу, полагавшему, что животные не воспринимают звуковые интервалы, экспериментально доказал, что животные могут различать отношения тонов, то есть реагировать на них так же, как и на отдельный тон. В этом он видел нейрофизиологическую предпосылку возникновения музыки. По Клещёву слуховое восприятие музыкальных звуков и звукоотношений происходит по принципу условного рефлекса. Музыкальная практика использует основные механизмы высшей нервной деятельности в целях усиления эмоционального воздействия музыки на человека. Основоположником такого подхода к проблемам музыкального искусства, за которым следовал Клещёв, был А.Г. Иванов-Смоленский, который в 1928-1934 гг. читал курс физиологии высшей нервной деятельности в Ленинградской государственной консерватории. Несколько работ Клещёва в этот период посвящены физиологии движений в фортепианном исполнении. Он детально анализирует механизмы исполнительского движения, показывая, что они определяются принципами условной связи, индукции, локализации возбуждения во времени и пространстве («Филогенетические предпосылки музыкального слуха» (на немецком языке) «Zeitschrift fur Sinnesphysiology», Lpz., 1932, Bd. 62, N 6; «Соотношение звуков как условно-рефлекторное раздражение», там же, 1932, Bd. 63; «Влияние перемены ритмического разделения на условно-рефлекторную нервную деятельность», там же, 1933, Bd. 64, N 4, 5). Клещёв приходит к выводу о том, что процесс развития пианистических движений и техники музыканта идет по пути постепенного преодоления функций, обусловленных экстрапирамидальной системой и развития пирамидальных импульсов. Иначе говоря, техническое развитие музыканта определяется формированием и совершенствованием тонкого волевого контроля движений. Этот вывод Клещёва был воспринят музыкантами критически, в печати возникла дискуссия, в которой оппонентом Клещёва выступал Г. П. Прокофьев. Идеальное протекание исполнительского процесса Клещёв рассматривал как переход от нотного знака - к представлению звучания, от него - к представлению движения и от него - к осуществлению движения («К вопросу о механизмах пианистических движений» (Физиологический этюд) // Советская музыка, 1935 г.; «Два пути развития техники пианиста», там же, 1936 г.). Однако такая последовательность отражает лишь общую логику связей, в действительности же возможны и даже желательны непосредственные сцепления отдельных ее звеньев. В своей исследовательской деятельности Клещёв также анализировал механизмы сценического волнения музыканта, опираясь на Павловское учение о второй сигнальной системе («Волнение на эстраде и методы его устранения» // Советская музыка, 1936 г.). Последней его работой было исследование различения диссонирующих и консонирующих созвучий, которая была опубликована в сборнике «Труды физиологических лабораторий академика И. П. Павлова», т. 10. - Л., 1941. Клещёв сочетал в себе талантливого пианиста и психофизиолога. С началом Великой отечественной войны ушел на фронт и погиб в бою под Нарвой (1944 г.). В отечественной психологии исследование музыки и музыкальной деятельности с позиций учения И. П. Павлова представлено в трудах М.П. Блиновой, А. Брейтбурга, А. Мутли и др. М. С. Старчеус Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – Т. История психологии в лицах: Персоналии. – М., 2005. – С. 223-224. |