|
Болеслав Леопольдович Яворский[10.(22).06.1877, Харьков, - 26.11.1942, Саратов], музыковед, композитор, пианист, педагог, общественный деятель; доктор искусствоведения (1941 г.), профессор Киевской (1916 г.) и Московской (1938 г.) консерваторий. Окончил Московскую консерваторию (1903 г.) по классу композиции. Ученик С. И. Танеева. С 1906 г. принимал участие в организации и преподавал в первой в России Московской народной консерватории, готовил для неё учебные планы, программы, методические материалы. Организатор "Музыкальных выставок". Рассматривал народную консерваторию как школу, которая способна приобщить к музыкальной культуре широкие слои населения. С 1917 г. директор Киевской народной консерватории (КНК). Организатор и руководитель курсов по подготовке музыкальных педагогов из учащихся и выпускников КНК. Составил программу для групп музыкального воспитания - детей и взрослых. Способствовал открытию в Киеве 35 детских музыкальных школ и классов в образовательных учреждениях для больных детей, в том числе, например, в "Доме слепых". С 1921 г. по приглашению A. B. Луначарского заведовал музыкальным отделом Наркомпроса. Под руководством Яворского проведена реорганизация музыкального образования и соответствующих заведений, пересмотрены программы и создан единый учебный план. В 1921-1931 гг. преподавал в 1-м Московском музыкальном техникуме. В 1922 г. открыта первая детская музыкальная школа, работавшая по системе Яворского как первая ступень профессионального музыкального образования. Способствовал созданию основ массового музыкального воспитания в стране. Целью музыкального воспитания считал развитие интеллектуальных и творческих качеств ребёнка, способствующих формированию художественного и музыкального мышления. Яворский считал, что внутренние художественные потенции ребёнка пробуждает "вслушивание в звуки природы, в звучание человеческого голоса, в непосредственные интонации человечества - народную песню во всём её объёме...". Придавая значение воспитывающей среде как изначальному стимулу творчества, Яворский уже в ранних работах указывал, что приобретение знаний и навыков не является тормозом в интенсивности воспитательной работы. Согласно Яворскому, музыкальное искусство выступает в триединстве: композитор - исполнитель - слушатель. Восприятие, или, по Яворскому, слушание музыки, наиболее активная форма музыкальной деятельности. Соединяя становление эстетически подготовленного слушателя с развитием качеств личности, Яворский на первый план выдвигал формирование творческих способностей. Использовал движение, хоровое пение, исполнительскую деятельность, рисование, рассказ и др. Музыкальные образы рождали литературные, изобразительные и наоборот. Развивая ассоциативное мышление, навыки различных видов художественной деятельности, Яворский стремился через них стимулировать музыкальное творчество. Процесс его формирования охватывал, но мнению Яворского, накопление впечатлений, их спонтанное, сенсорно-моторное, зрительное и речевое проявления, импровизирование, создание оригинальных композиций. В основе системы обучения Яворского - "метод расширения", преследовавший цели раскрытия и развития художественно-музыкальных дарований ребёнка; важное значение имела инициатива детей. Решение этой задачи Яворский связывал с отбором для изучения и исполнения произведений, отмеченных яркими образами, передающих глубокие чувства, вызывающих у детей эмоциональный отклик. Литература: Б. Яворский. Статьи, воспоминания, переписка, т. l , M, 1972; Морозова С., Из истории массового музыкального воспитания. Б. Л. Яворский. "Музыкальное воспитание в школе", 1977, вып. 12; Морозова С., Далекое-близкое. (Б. Л. Яворский о музыкальном воспитании детей), там же, 1985, вып. 16. С. Н. Морозова Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 653-654. В фонде библиотеки имеется следующее издание:
|