Григорий Александрович Гуковский

Григорий Александрович Гуковский

[18.04(01.05).1902 г., Петербург, - 02.04.1950 г.], литературовед. В 1923 г. окончил факультет общественных наук Петроградского университета. Профессор Ленинградского и Саратовского университетов. С 1937 г. возглавлял группу по изучению русской литературы 18 века в Институте русской литературы Академии наук СССР (Пушкинский Дом). Руководил кафедрой литературы Ленинградского Института усовершенствования учителей (1938–1941 гг.) и филологическим сектором ленинградского филиала Академии педагогических наук РСФСР (1946-1949 гг.). Необоснованно репрессирован (1949 г.); умер в заключении; реабилитирован посмертно.

Гуковский - автор целостной концепции развития русской литературы 18 - середины 19 вв. Его книга "Очерки по истории русской литературы XVIII в." (1936 г.), "Пушкин и проблемы реалистического стиля" (1957 г.), "Реализм Гоголя" (1959 г.) отличают сосредоточенность на анализе главной образной мысли произведения, способность представить движение литературы как многосторонний и внутренне закономерный, преемственный процесс.

В труде "Изучение литературного произведения в школе" (1949 г., изданном в 1966 г.) Гуковский на основе собственного исследовательского опыта сформулировал программу научного изучения литературы в школе, цель которой не в усвоении учащимися определённой суммы знаний и расширении кругозора, а в постоянном углублении понимания мира, воссозданного в произведении, с тем, чтобы "улучшить жизнь и себя в ней". Возможности нравственного совершенствования личности, заложенные в художественном творчестве, принимают в реальной школьной практике противоречивые формы. Неумение представить образ как систему авторского изображения и оценки порождает антиисторизм, иллюстративность и абстрактную назидательность в толковании содержания. У ученика формируются начётничество, несамостоятельность мысли, конформизм. Другой стороной представленного Гуковским "свободного портрета ошибок" являлась подмена целостного анализа произведения анализом отдельных частей, что приучало учащихся к психологическому примитивизму.

Уровень читательского восприятия литературного произведения, по Гуковскому, отражает особенности данной культуры и социально-исторического типа сознания. Формирование активно-творческого чтения как вдумчивого и серьёзного труда осуществимо лишь во взаимодействии с наукой о литературе и научной критикой. Для этого необходимо не только воспитать учителя-словесника, тонко понимающего художественное слово и владеющего приёмами целостного анализа, но и освободиться от традиций односторонних подходов и в литературоведении, и в школьном обучении. Система преподавания, предложенная Гуковским, рассчитана на исследовательскую самостоятельность ученика. На начальном этапе она предполагала воспитание у ребёнка навыков внимательного чтения. С помощью разнообразных методических приёмов (опрос, разбор отдельных частей, комментирование и т. д.) учитель последовательно может добиться углубления первичного, непосредственного, эмоционального и наивно-реалистического восприятия произведения, придать ему целенаправленный и сознательный характер. Изучение текста сопровождается знакомством с историей создания памятника, своеобразием общественной эпохи, откликами критики, фактами биографии писателя и т. д. Подобная тщательная предварительная работа предшествует "идеологическому" толкованию художественного произведения - последовательному рассмотрению идейно-эмоциональных сторон содержания (развития характеров героев, их авторской оценки): интерпретации смысловой роли различных компонентов структуры произведения - от определения значения метафор и сравнений до изучения идейных функций более сложных художественных элементов (пейзажа, сюжета). Далее учителю и учащимся предстоит анализировать взаимодействие и связь между различными сторонами формы и содержания, общие принципы композиции текста. По мысли Гуковского, у каждого писателя есть собственная концепция человека, объединяющая все созданные им образы. Единство поэтому обнаруживается в речевой манере автора, в приёмах изображения, стиле и проявляется в творческом методе автора. Уяснение специфики метода каждого художника, выделение наиболее характерных для него идейно-художественных элементов, глубокое понимание своеобразия его мировоззрения и должны стать целью школьного преподавания литературы. Творческий метод автора не только выступает как путь к познанию целостности отдельных произведений, но и позволяет включить его в контекст всего творчества писателя и шире - в исторически конкретные литературные направления и стили.

Идеи реформы школьного преподавания литературы, последовательно обоснованные учёным, созвучны современным методическим поискам, ведущимся вокруг проблем литературного образования.

Литература: Mаин Ю., Реализм Гоголя, "Вопросы литературы", 1960, № 9; Роткович Я. А., История преподавания литературы в советской школе. M., 1976, № 2, с. 105 - 106.

Д. А. Ермаков

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, С. 238-239.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу