|
Александр Иванович Гольденберг[1837 г., Москва, - 19.06(02.07).1902 г., Петербург], педагог, математик-методист, один из основоположников методики начальной арифметики. В 1858 г. окончил физико-математический факультет Московского университета, в 1861 г. - Михайловскую артиллерийскую академию. С 1865 г. преподаватель математики 2-ой Московской военной гимназии. В 1867 г. вышел в отставку, преподавал в частных учебных заведениях и на различных педагогических курсах; в 1873-1875 гг. директор Поливановской земской учительской школы; затем работал на Лубянских женских курсах и Педагогических курсах при Московском обществе воспитательниц и учительниц; в 1879-1882 гг. издатель и редактор журнала "Математический листок". С 1884 г. в Петербурге: в земской учительской школе, на курсах П. Ф. Лесгафта и др. В 1876 г. в 1-м томе "Учебно-воспитательной библиотеки" и в 1880 г. в "Русских ведомостях" (№ 196) Гольденберг выступил с подробным анализом и критикой "Методики..." В. А. Евтушевского. Разработал и обосновал метод изучения действий, положенный им в основу "Методики начальной арифметики" (1885 г.; 1914 г.). Считая, что арифметические задачи не цель, а средство обучения, Гольденберг в 1895 г. приступил к реформе арифметических задачников как вида учебных пособий, выпустив "Сборник задач и примеров для обучения начальной арифметике" (ч. 1-2, 1885 г.; 1902 г.). Задачникам Гольденберга свойственны простота, ясность, отсутствие задач схоластического, искусственного характера. Он исключил задачи "на правило", считая, что "рутина освобождает ученика от необходимости мыслить". Гольденберг сделал попытку классификации задач, разбив их на арифметические и алгебраические, сформулировал основные этапы решения, раскрыл типичные приёмы рассуждений для целого ряда типовых задач и т. д. Гольденберг оказал влияние на движение за реформу преподавания математики в России в конце 19 века, развивая русскую методику арифметики (основы которой заложил В. А. Латышев). Продолжая линию, намеченную П. С. Гурьевым, Гольденберг предложил практический план самостоятельного её развития, создал и обосновал самобытную систему обучения арифметике. Литература: А. И. Гольденберг. [Некролог], "Русская школа". 1902. № 5-6; Ланков А. В., Труды А. И. Гольденберга, в его книге: К истории развития передовых идей в русской методике математики, М., 1951; Пчелко А. С., А. И. Гольденберг. в его книге: Хрестоматия по методике начальной арифметики. М., 1940; Депман И. Я., А. И. Гольденберг, в его книге: История арифметики. М.. 1959. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 218. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|