|
Алексей Капитонович Гастев[26.09(08.10).1882, Суздаль, - 15.04.1941, Коммунарка], ученый и поэт, один из основоположников педагогики профессионального образования и научной организации труда в РСФСР. Учился в Московском учительском институте (исключен в 1901 г. за революционную деятельность). Секретарь Центрального комитета Всероссийского союза рабочих металлистов (1917-1918 гг.). В 1918-1919 гг. заведующий отделом искусств Наркомпроса Украинской ССР. Организатор и руководитель Центрального института труда при Всесоюзном центральном совете профсоюзных союзов (Центральный институт труда; 1920-1938 гг.). В 1924-1926 гг. заместитель председателя Совета по Научной организации труда при Наркомате Рабоче-крестьянской инспекции. Активный участник дискуссий по проблемам пролетарской культуры и подготовки квалифицированных рабочих. Организатор акционерного общества - "Установка" (1928 г.), готовившего на хозрасчетных началах кадры для промышленности. Пролетарский поэт, воспевавший эпоху "торжествующего машинизма" и индустриального труда, нового скоростного человека, Гастев стремился создать индустриальную педагогику, способную покончить с психологией ремесленничества. В основе педагогической доктрины Гастева идея "социального инженеризма", построенного на изучении человека в трудовом процессе и тенденций развития производства, социальном и трудовом экспериментировании, применении психофизиологических и др. исследований. Она воплотилась в - "установочном методе ЦИТа", который Гастев расценивал как основу реформы всей системы обучения и воспитания, общепедагогический метод формирования человеческих способностей. Он предлагал ввести педагогику в "рамки инструкции", противопоставляя эмпиризму в обучении научный подход, "субъективному" искусству педагога - "объективное" воздействие "установок", создающих и корректирующих "цепи" реакций. По сути дела, Гастев выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания, предвосхитив идеи С. Пресси (1926 г.) об обучающих автоматах. Созданная в Центральном институте труда "социально инженерная машина" предполагала замену педагога направителями и шаблонами, формирующими установки. Понятие "установка", введенное Гастевым, имело в виду формирование ориентации личности, ведущих к автоматизму деятельности через "культурные установки", "биоустановки", "оргаустановки" и др. Идеи Гастева о "новой культурной установке" выражали его цель воспитать новое поколение людей, любящих технику, активных, творчески развитых, владеющих культурой производства, движения, тела и т. п. Однако наиболее полное воплощение установочный метод получил в доктрине "трудовых установок" ("системе ЦИТа") - совокупности трудовых и организаторских приемов, навыков, "рефлексов", объединенных в динамичные комплексы движений, доведенных до автоматизма. Концепция Гастева послужила одним из источников теории деятельности, Свою педагогическую систему Гастев называл "педагогикой тренировки", переоценивая возможности безграничного воздействия на организм человека. Человек в системе Гастева выступал как продукт среды. В то же время Гастев считал, что автоматизм поведения не отрицает творческого начала, а создает для него необходимый рефлекторный базис. Однако творческие компоненты концепции Гастева не получили должного развития, что дало основание для критики (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Е. Гайсинович, В. Н. Шульгин и др.). В его взглядах преобладали технократические тенденции, пролеткультовские увлечения "машинной эстетикой", недооценка социальных последствий "машинизации" воспитания личности. Идеи Гастева оказали особое влияние на развитие теории и методики производственного обучения. Предложенная им система отличалась жестким единством всех элементов квалификационной характеристики, программы упражнений (рассчитанных на постепенное усложнение технологий), метода трудовых тренировок и подчиненных ему показа, демонстрации, инструктажа и др., режима обучения, организационных и технических средств обучения. Особым элементом системы ЦИТа были поэтапный контроль и экспертиза качества обучения. Для организации обучения создавались установочные цехи. Центральный институт труда вел специальную подготовку инструкторов, владеющих методикой обучения. Методика Центрального института труда легла в основу ускоренных форм подготовки квалифицированных рабочих и имела большой успех. Отмечая это, Гастев выступил против долгосрочных форм профтехобразования, прежде всего школ фабрично-заводского ученичества, указывал, что общее образование в них - ненужная дань "гуманитарности". Позиция Гастева воспринималась как выступление против социальной защищенности молодежи. В духе установочной доктрины Гастев разрабатывал идеи политехнического обучения, акцентируя внимание на "множественном обладании индустриальными навыками". Он разделил политехнизм на общий, дающий ориентацию во всем объеме техники, и частный, ориентированный на одну из отраслей ("механический", "химический" и др.) и дающий стержневую подготовку по группе родственных профессий. Им были предложены новые подходы к конструированию политехнического оборудования для школ (1930 г.). Педагогическая концепция Гастева представляла собой одно из оригинальных направлений в развитии педагогики 20-х гг. и оказала на нее значит воздействие. Его труды способствовали становлению в СССР физиологии движений (Н. А. Бернштейн), психологии труда, инженерной психологии и др. Многие положения Гастева не всегда глубоко воспринимались его современниками, хотя обвинения в "гипериндустриализме" и "технократизме" были справедливы. Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно. Литература: Крупская Н. К., К вопросу о подготовке рабочей силы, Педагогические сочинения, т. 3, M., 1979, Луначарский А. В., Воспитание нового человека, в его книге: О воспитании и образовании, M., 1976, Гастев Ю. А., От "социальной инженерии" к кибернетике. О методологической концепции ЦИТа в книге: Гастев А. К., Трудовые установки, [M., 1973], ЦИТ и его методы НОТ, M., 1970, Осовский E. Г. Развитие теории профтех. образования в СССР (1917 - 1940), M, 1980, гл. 3-4, Катханов К. Н., Талантливый деятель профтехобразования, "Социалистич труд" 1982, №10, Богуславский М., Цирульников А., Железное эхо, «Профессионально-техническое образование», 1988, № 7. E. Г. Осовский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, С. 193. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|