|
Пётр Яковлевич Гальперин[19.09 (02.10).1902, Тамбов, - 25.03.1988, Москва], психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980 г.). Доктор педагогических наук (1965 г.), профессор (1966 г.). Окончил Харьковский медицинский институт (1926 г.). В 1926-1941 гг. в Харьковском психоневрологическом институте. Ученик Л. С. Выготского. В 1941-1943 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область). С 1943 г. в МГУ: доцент, профессор психологии, с 1967 г. заведующий кафедрой возрастной психологии, с 1983 г. профессор-консультант. Специалист в области теории и методологии психологии, истории психологии, возрастной психологии. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий. Согласно Гальперину, процесс формирования умственных действий проходит 5 этапов: выяснение ориентировочной основы действия; формирование действия в материальном виде, в плане громкой речи; во внешней речи для себя; во внутренней речи. Задавая ориентировочную основу действия, экспериментатор (педагог и др.) получает возможность формировать умственные действия с заранее заданными свойствами. Формирование различных видов таких действий составляет главную тему исследований Гальперина и его сотрудников в 1960-1980-е гг. Концепция Гальперина позволяет осуществить особый подход к диагностике умственного развития путём выявления уровня сформированности умственных действий. Методы обучения, построенные на основе теории Гальперина, находят применение в педагогической практике. Литература: К 80-летию со дня рождения П. Я. Гальперина, «Вопросы психологии», 1982, № 5. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, т. 1, 1993, с. 189. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|