|
Эрик Хомбургер Эриксон (Erikson)(15.06.1902, Франкфурт-на-Майне, - 12.05.1994, Харвич, штат Массачусетс), американский психолог. Психологическое образование получил под руководством 3игмунда Фрейда в Венском психоаналитическом институте (1927- 1933 гг.). В 1933 г. эмигрировал в США, работал в университетах Беркли (1939- 1951 гг.), Питсбургском (1951-1960 гг.), Гарвардском (1960-1970 гг.; с 1970 г. почётный профессор). Отказавшись от биологизма классического психоанализа, Эриксон создал теорию становления личности в условиях социального окружения. Анализ детских игр, сравнение воспитания детей в различных социокультурных условиях привели Эриксона к выводу, что в каждой культуре имеется особый стиль воспитания (он всегда принимается воспитателем как единственно правильный). Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребёнка на каждом возрастном этапе общество, в котором он живёт. Детство человека от рождения до юности - длительный период формирования так называемой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает, с одной стороны, чувство принадлежности к своей социальной группе, с другой - понимание неповторимости своего индивидуального бытия. Согласно Эриксону, личность в своём развитии последовательно проходит 8 стадий, которые могут быть приурочены к отдельным аспектам биологического созревания. Каждая стадия определена той проблемой, которая должна быть разрешена для дальнейшего благоприятного течения процесса развития. В младенчестве такая проблема - установление доверия к окружающему миру, в школьном возрасте - разрешение противоречия между трудолюбием и чувством собственной неполноценности и т. д. Каждая стадия имеет целью достижение того или иного социально ценного качества: автономии, инициативы и др. Зрелая личность, по Эриксону, - это синхронная организация всех стадий; их качественное преобразование Эриксон не учитывает. Развитие понимается им как прибавление одного психологического новообразования к другому. Педагогический аспект концепции Эриксона заключается в рассмотрении микросоциальной обстановки, необходимой для становления полноценной личности. Главная задача воспитания, по Эриксону, - формирование социально одобряемого поведения ребёнка без ущерба для его "автономии". Идеи Эриксона интенсивно разрабатываются в современной американской педагогике психоаналитического направления (Л. Тайлер, М. Лоуренс и др.). Литература: Анциферова Л. И., Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона, в кн.: Принцип развития в психологии, М., 1978; Зейгарник Б. В., Теории личности в зарубежной психологии, М., 1982; Пилиповский В. Я., Критика современных буржуазных теорий формирования личности, М., 1985; Evans R. L, Dialogue with Erik Erikson, N. Y., 1969; Сoles R., Erik Erikson. The growth of his work, Boston-Toronto, 1970. B. M. Слуцкий Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 624. В фонде библиотеки имеются следующие издания:
|