|
Шарль-Мишель де л’Эпе (de L'Épée)(12.11.1712 г., Версаль, - 23.12.1789 г., Париж), французский сурдопедагог. Получил богословское и юридическое образование. За отказ подписать клятву католического священника был отлучён от церкви и потерял право занимать должность священнослужителя. Долгое время занимался юриспруденцией. Началом педагогической деятельности принято считать 1760 г. Первоначально обучал двух глухих девочек. При этом опирался на теорию замещения утраченного органа чувств сохранным, которая была выдвинута Д. Дидро и развита им в письмах о глухонемых и слепых, а также на принцип природосообразности в педагогике Я. А. Каменского. В практике обучения Эпе применял жесты, которыми девочки пользовались при общении между собой. Успехи в обучении глухих воспитанниц побудили Эпе открыть (1770 г.) в собственном доме в Париже училище (институт) - первое в мире специальное учебное заведение для глухих. Занятия проводились бесплатно с небольшими группами детей; самых бедных учащихся Эпе обеспечивал средствами к существованию. Своей целью Эпе ставил дать глухим ученикам умственное и нравственное воспитание. Для достижения этой цели он разработал систему обучения (так называемый мимический метод), основанную на использовании жестикуляторно-мимической речи как средства познания и общения глухих. Эпе считал, что единственное средство вернуть глухих обществу - "научить их слышать глазами и говорить голосом". Начальный период обучения по мимическому методу (накопление словаря) проходил успешно, но изучение грамматического строя французского языка и перевод с языка жестов на словесный и обратно вызывали ряд затруднений. Эпе пытался разрешить их посредством механического включения условных жестов, обозначающих грамматические и синтаксические категории. Свои взгляды на роль жестовой, письменной и устной речи в обучении глухих Эпе изложил в книге "Обучение глухонемых посредством методики знаков" (1776 г.) и "Истинный способ обучения глухонемых, подтверждённый опытом" (1784 г.), а также в полемических письмах к С. Гейнике. В 1789 г. институт Эпе был признан в качестве национального учреждения. В нём получило сурдопедагогическую подготовку значительное число учителей, которые впоследствии внедрили метод Эпе в практику обучения глухих в разных странах. Система метод, знаков - мимический метод - оказалась достаточно действенной, хотя со временем претерпела ряд преобразований. Литература: Красновский А. А., Из истории методов обучения глухонемых (Переписка между Де Л'Эпе и Гейнике), "Известия АПН РСФСР", 1947, в. 9; Дьячков А. И., Системы обучения глухих детей, М., 1961; Басова А. Г., Егоров С. Ф., История сурдопедагогики, М., 1984, гл. 5; Savic L., Zivot i delo Sarla Misela de l'Epea, Beograd, 1962. С. С. Степанов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 622-623. Публикации (источник):
|