|
Василий Алексеевич Добромыслов[05(17).04.1892 г., г. Белозерск, ныне Вологодской обл., - 02.05.1965 г., Москва], филолог, методист русского языка, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1950 г.). В 1917 г. окончил Петроградский историко-филологический институт. Педагогическую деятельность начал в 1918 г. в Общественной гимназии г. Хорлы Таврической губернии. Преподавал в школах Украины, Абхазии, Москвы и Московской области. С 1938 г. на научно-педагогической работе в Москве, в т. ч. в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина (1938-1941 гг.), НИИ общего и политехнического образования Академии педагогических наук (1944-1965 гг.). Одно из основных направлений методической деятельности Добромыслова - исследование взаимодействия развития речи и логического мышления ребёнка. Центральное место в школьном курсе отводил систематическому преподаванию грамматики ("О развитии логического мышления учащихся V-VII классов на занятиях по русскому языку", 1956 г.). Последовательность изучаемого лингвистического материала на уроках раскрывала научные основы предмета, его логическую структуру. Навыки абстрактного мышления, аналитические способности, "дисциплина мысли" воспитывались у учащихся с начальных классов. Особая роль отводилась при этом различным видам разборов (синтаксическому, морфологическому, лексическому), комплексу грамматических упражнений и задач для самостоятельного решения. Преимущественный интерес к становлению логического мышления, усвоению теоретических аспектов языка отразился в написанных Добромысловым разделах пособий для учителей: "Преподавание русского языка в 5-7 классах. Фонетика и морфология", 1956 г.; "Преподавание русского языка в 5-7 классах. Синтаксис", 1960 г. Осознание грамматического строя языка, по мысли Добромыслова, - "мощный фактор" развития речи. На выявление связи грамматики и стилистики направлено одно из первых социометодических исследований Добромыслова "К вопросу о языке рабочего подростка" (1932 г.). Здесь рассмотрены и классифицированы на лингвистической основе характеристики речи учащихся в сопоставлении с "языком" русских писателей. Проанализированы причины "речевой бедности" и пути их устранения в школьной практике (отбор грамматических значений предложено производить с точки зрения стилистики). В последующих работах "Изложения и сочинения в семилетней школе" (1946 г.), "Развитие речи в связи с изучением грамматики. Морфология" (1954 г.) разработаны другие пути формирования речевой культуры учащихся: работа со словарём, этимологии, разыскания, изучение синонимов и антонимов, овладение многообразными жанрами устной и письменной речи, упорядочение речи в грамматическом отношении в изложениях и сочинениях и т. д. Литература: Павлов В. А., К 90-летию со дня рождения В. А. Добромыслова, Русский язык в школе, 1982, № 4. Д. А. Ермаков Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, С. 279-280. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|