|
Николай Севастьянович Державин[03(15).12.1877 г., село Преслав, ныне Запорожской области, - 26.02.1953 г., Ленинград], филолог, историк, методист, академик АН СССР (1931 г.), действительный член АПН РСФСР (1944 г.), профессор (1917 г.). Окончил историко-филологический институт в Нежине (1900 г.). Преподавал русский язык и литературу в гимназиях Батуми (1900-1904 гг.) и Тбилиси (1904-1907 гг.). Одновременно руководил Обществом народных университетов Тбилиси, где по инициативе Державина было открыто 12 школ грамотности для местного населения. С 1912 г. вёл научно-педагогическую работу в высшей школе и научных учреждениях Ленинграда и Москвы: Ленинградском университе (ректор в 1922-1925 гг.), МГУ (1941-1949 гг.), Институте славяноведения АН СССР и др. Труды по вопросам слав, истории и филологии и по общему языкознанию. Государственная премия СССР (1948 г.). Обобщением собственного опыта стала работа Державина "К вопросу о преподавании русского языка и литературы в средней школе" (1911 г.), где обосновывалось место литературного образования в средней школе как фундамента всей последующей интеллектуальной и культурной жизни человека. Словесность, по мысли Державина, развивая живое, образное мышление ребёнка, формируя его творческую активность и самодеятельность, определяет нравственный рост личности. Раскрытие воспитательных возможностей гуманитарных дисциплин связывалось им с освобождением школьной практики от формализма и логического схематизма. Целью обновлённого курса литературы становилось развитие образного мышления учащихся, формирование творческой активности и самодеятельности через создание у воспитанников навыков научного понимания и толкования явлений художественного творчества. Анализ целостного произведения включал 3 последовательных этапа: самостоятельное чтение учеников, повторное совместное с учителем чтение, сопровождавшееся комментарием и стилистическим разбором, а также рассмотрение формально-содержательного своеобразия памятника в ходе классной беседы. В старших классах преимуществ, внимание уделялось самостоятельной работе с текстом, письменным творческим сочинениям. Только на данной ступени предполагалось введение обзорного курса истории русской литературы 19 века. Параллельно намечался концентрический путь обучения грамматике русского языка, отдельные разделы которой преподавались в тесной связи с анализируемым литературным материалом. В пособии "Основы методики преподавания русского языка и литературы в трудовой школе" (1917 г.), опираясь на традиции Ф. И. Буслаева, В. Я. Стоюнина и др., Державин расширил используемые приёмы интерпретации текста и как внутренне закономерные структуры психологических, эстетических и нравственных аспектов содержания, и как исторические явления (знакомство с биографией писателя, историко-литературной ситуацией и т. п.). Соответственно изменялся исторический курс литературы, включавший теперь изучение смены направлений в литературном процессе, их идейно-художественные различия. Уровень школьного преподавания русского языка, по убеждению Державина, должен соответствовать современным научным представлениям о языке. Обучение необходимо сосредоточить на осознанном наблюдении, анализе языковых фактов (индуктивный метод), многообразия разговорной речи. Уроки русского языка должны раскрыть "широкую картину жизни слова", помочь детям овладеть словом "как органом мысли". Выработанный научный подход к обучению родному языку отразился в созданных Державиным учебниках: "Маленькая грамматика для начальных и приготовительных классов" (1918 г., 1924 г.), "Учебник русской грамматики" (1918 г., 1924 г.). Дальнейшая научно-методическая деятельность Державина концентрировалась вокруг проблем строительства высшей школы и реформы университетского образования. Литература: Бepков П. Н., Академик. Н. С. Державин, Вестник ЛГУ. 1947, № 12; Краткие сообщения Института славяноведения, вып. 11, М., 1953 (библ.); Булахов М. Г., Восточнославянские языковеды. Биобиблиографический словарь, т. 2, Минск, 1977. Д. А. Ермаков Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 252. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|