|
Жан Демор (Demoor)(25.04.1867 г. Эттербек - 1941 г. Брюссель), бельгийский врач и педагог, организатор первых вспомогательных школ в Бельгии (1897 г.). В 1899-1937 гг. профессор физиологии Брюссельского университета, где в 1919 г. им основан Педагогический институт. Пропагандировал необходимость общественной заботы об аномальных детях, открытия специальных учреждений для них. Разработал систему деятельности школ для умственно отсталых детей, учителя которых работали в тесном контакте с врачами, а также с родителями учащихся в целях оздоровления семейных условий жизни ребёнка. Учебные программы школ подчинил принципу "полезности" - учить только тому, что содействует развитию умственных и физических способностей ребёнка и имеет практическое значение; в учебном плане отвёл значительное место ручному труду, гимнастике, рисованию, пению, исправлению недостатков речи. Обоснованно выступая против бесполезных, абстрактных знаний при обучении умственно отсталых детей, пришёл к неоправданному выводу о необходимости максимально сократить программы по арифметике, письму и грамматике. Сформулировал ряд рекомендаций по методике отдельных учебных предметов во вспомогательной школе. Был сторонником активных методов обучения, развивающих способности и самостоятельность детей, отвергал чисто словесное обучение. Создал классификацию аномальных детей. Среди умственно отсталых различал детей, запущенных в педагогическом отношении (вследствие неблагоприятных условий воспитания и развития), и детей, отстающих вследствие ограниченных или функциональных поражений ЦНС. При этом Демор, вместо обеспечения более внимательного отношения к педагогически запущенным детям, индивидуального подхода к ним в обычной массовой школе, считал необходимым помещать этих детей во вспомогательные школы. Такое неправомерное расширение понятия умственной отсталости вызывало возражения уже у современников Демора. Литература: Х.С. 3амский, История олигофренопедагогики, M., 1980; Т. Jonсkhееre, Les idees pedagogiques du Dr. J. Demoor, Brux., 1945. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 251. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|