|
Ричард Крачфилд (Crutchfield)(20.06.1912 г., Питсбург, США -1977 г., Беркли, шт. Калифорния, США) — американский психолог, специалист в области социальной и экспериментальной психологии. Ученик Эдварда Толмена. Образование получил в Калифорнийском технологическом институте (бакалавр, 1934 г.). Доктор философии (Калифорнийский университет, Беркли, 1938 г.). Профессор (с 1983 г.) и ректор (1964-1965 гг.) Калифорнийского университета в Беркли, занесен в Почетный список Калифорнийского университета (1976 г.). Занимаясь социальной психологией, Крачфилд одним из первых в 30-х гг. настаивал на переходе экспериментальной психологии от однофакторных опытов к многофакторным экспериментальным моделям. Во время Второй мировой войны внес свой вклад в развитие методологии опросов общественного мнения. После войны в соавторстве с Давидом Кречем изложил свои идеи и результаты экспериментов в книгах «Теория и проблемы социальной психологии» («Theory and Problems of Social Psychology», 1948) и «Элементы психологии» («Elements of Psychology», 1958; книга выдержала многочисленные переиздания; в 1970 г. третьим соавтором стал Н.Ливсон). В этот период времени Крачфилд был избран в Совет представителей Американской психологической ассоциации (1950-1953 гг.), затем президентом Отделения Американской психологической ассоциации по личностной и социальной психологии (1953-1954 гг.). С 1953 г. и до конца жизни Крачфилд - профессор Калифорнийского университета в Беркли. Здесь он занимался исследованием связи между когнитивно-перцептивными процессами и важными аспектами личности. Наиболее известна серия экспериментов о природе конформности в межличностной сфере, опубликованная в эпоху «пика конформизма» в США («Conformity and character», «American Psychologist», 1955, 10). В конце 1950-х и в 1960-е гг., работая в Институте развития исследований (1958-1959 гг.) и Институте исследования базовых проблем Миллера (1962-1963 гг.), Крачфилд вместе с несколькими коллегами разрабатывает программу автоматизированного обучения творческому мышлению, которую в 1966 г. публикует в книге «The Productive Thinking Program. Brazelton (with M.V. Covington and L.B. Davis). Публикует статью, посвященную креативным типам в математике («Jornal of Personality», 1970, 38), и статью по креативным процессам в книге под редакцией М. Блумберга: «Creativity: Theory and Recearch», 1973. Крачфилд был блестящим педагогом, придерживался обобщающего подхода в эпоху специализации, сочетал тщательность и точность с гуманистическим подходом и восприимчивостью художника. Л.А. Карпенко Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – Т. История психологии в лицах: Персоналии. – М., 2005. – С. 238-239. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|