|
Диана Борисовна Богоявленская(родилась 27.07. 1932 г.) — российский психолог, специалист в области общей психологии, психологии мышления, творчества и одаренности. Доктор психологических наук (1988 г.), профессор (1990 г.). Председатель Московского отделения Общества психологов СССР (с1990 г.), затем РПО (с 1994 г.); член президиума Координационного совета РПО (1996 г.). Награждена медалью им. К.Д. Ушинского (1998 г.). Лауреат премии Президента РФ в области образования (за комплекс исследований в области психологии одаренности, 1999 г.) и премии Президента РФ по программе Дети России (за особый вклад в работу с одаренными детьми, 2001 г.). Окончила психологический (1958 г.) и философский (1962 г.) факультеты МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру НИИ ОиПП АПН СССР (1965-1968 гг.). Ученица С.Л. Рубинштейна. С1968 г. — сотрудница лаборатории эвристики НИИ ОиПП АПН СССР. В 1971 г. защитила кандидатскую диссертацию: Методы исследования интеллектуальной активности, в 1988 г. — докторскую: Психологические основы интеллектуальной активности. С 1990 г. заведующая лабораторией Диагностики творчества ПИ РАО. Основное направление научной деятельности Богоявленской связано с психологией творчества и одаренности. Выделив единицу анализа творчества, разработала экспериментальный диагностический метод— Креативное поле (1969 г.), позволяющий определять творческие способности и исследовать механизм спонтанных открытий. Метод представлен рядом конкретных методик и их возрастных модификаций. Реализуя двухуровневую модель эксперимента, он позволяет проследить развитие деятельности за пределами решения исходной задачи и, как результат этого развития (самодвижения деятельности и познавательной самодеятельности), фиксировать выход в область непредзаданного, что и определяет творческий статус данного феномена. Валидность метода была экспериментально доказана на выборке, включающей более 7000 испытуемых разного возраста (от 5 лет) и профессий. Богоявленской и ее учениками изучены структура и генезис творческих способностей в срезовых и лонгитюдных экспериментах продолжительностью до 32 лет. Проведена дифференциация всей феноменологии творчества и построена его типология (Интеллектуальная активность как проблема творчества, 1983 г., Психология творческих способностей, 2002 г.). Богоявленская является заместителем председателя Координационного совета Президентской программы Одаренные дети (1997 г.), ответственным ред. коллективной монографии «Основные современные концепции творчества и одаренности» (1997 г.). Наряду с исследовательской и преподавательской, ведет большую научно-организационную работу. Председатель конференций молодых ученых г. Москвы (1999 г., 2000 г.), Международной конференции Одаренность: рабочая концепция (2000 г., 2002 г.). Л.А. Карпенко, В.А. Кольцова Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – с.67-68. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|