|
Василий Алексеевич Богородицкий[07(19).04.1857 г., Царевококшайск, ныне Йошкар-Ола, - 23.12.1941 г., Казань], языковед, методист (русский и татарский языки), член-корреспондент Академии наук СССР (Петербургской Академии наук с 1915 г.), профессор (1886 г.). По окончании историко-филологического факультета Казанского университета (1880 г.) преподавал в начальных классах Казанской татарской учительской семинарии (1881-1884 гг.). Ученик и единомышленник И. А. Бодуэна де Куртенэ, Богородицкий в работах по общему и сравнительно-историческому языкознанию развил характерное для казанской лингвистической школы акустико-физиологическое и психологическое понимание языка, исследовал природу и историческую эволюцию фонетических явлений в русском языке, роль семантики в русском словообразовании, морфологии и синтаксисе, слоговую "силлабическую" традицию отечественной графики и др. Созданные в результате этих исследований "Очерки по языковедению и русскому языку" (1901 г., 1939 г.), "Общий курс русской грамматики" (1904 г., 1935 г.) рекомендовались как учебники для самообразования и дополнительные пособия в школьном обучении. Отличительной их особенностью было последовательное стремление автора приблизить школьную грамматику к современному уровню научных знаний, освободить практику преподавания от формализма и схоластики. Богородицкий разработал метод, систему изучения родного языка, которая поддерживала у учащихся интерес к предмету, стимулировала их творческую активность и самодеятельность. С этой целью Богородицкий предложил основанные на эвристическом подходе типовые стилистические упражнения и грамматические задачи, материал которых последовательно менялся - от разговорной речи к письменным литературным образцам. Тщательное лингвистическое изучение текста, по мнению Богородицкого, являлось необходимой ступенью анализа образной структуры, стиля художественных произведений, авторской позиции и т. д. Другое направление научно-педагогической деятельности Богородицкого связано с исследованием проблем прикладной лингвистики и применением экспериментальных методов в языкознании. Богородицкий - основатель первой в России кафедры экспериментальной фонетики при Казанском университете (1906 г.). На основе анализа малограмотных написаний создал приблизительную модель обучения правописанию. Разработал метод, систему преподавания русского языка в татарской школе, построенную на сопоставлении различных лингвистических явлений, учёте особенностей родного языка учащихся и типологии акцента, концентрическом принципе расположения материала. Обосновал ведущее положение грамматики, особую роль перевода и постановки правильного произношения. Литература: Ильинский Г., Заслуги профессора В. А. Богородицкого в области языковедения, "Вестник научного общества татароведения", 1927, № 7; Гарифьянова Р., В. А. Богородицкий об изучении русского языка в татарской школе, «Русский язык в национальной школе» , 1957, № 2; Моисеев А. И., В. А. Богородицкий (1857 - 1941), «Русский язык в школе», 1966. № 6; Асадуллин А.Ш.., Из опыта преподавания русского языка в татарской школе, Казань, 1981, гл. 3; Mироносицкая А. Н., Библиография, указатель трудов В. А. Богородицкого, в кн.: Труды Института языкознания Академии наук СССР, т. 2, М., 1953. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 106-107. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|