|
Карел Славой Амерлинг (Amerling)(18.09.1807, Клатови, - 09.11.1884, Прага), чешский педагог, философ, врач, естествоиспытатель. Последователь философско-педагогических идей Я. А. Коменского. Основал в Праге (1839 г.) национальное воспитательное учреждение "Будеч" (Budec) как педагогический центр для подготовки учителей и (впервые) учительниц народных школ, где было организовано обучение ремесленно-художественным специальностям. Наряду с кабинетами и мастерскими там были музей, ботанический сад, типография. В 1848-1868 гг. директор первой чешской образцовой школы, при которой создал двухгодичные педагогические курсы (позднее школа реорганизована в учительский институт его имени). В 1871 г. открыл лечебно-воспитательное заведение для душевнобольных детей. В области организации и содержания образования выступал сторонником принципа единой школы, которому следовал не только в организации, но и в создании обучения. В программе для чешских народных школ (1848 г.) отводил ведущую роль естествознанию, ручному труду и родиноведению, рекомендовал шире использовать наглядность в обучении. Амерлинг был автором учебно-методических и наглядных пособий, составил первые в Чехии практические пособия по химии, технологии, ботанике. Пропагандировал женское образование. Большое значение придавал повышению уровня общего и профессионального образования рабочих, преподавал в воскресной школе в Праге. Деятельность Амерлинга сыграла значительную роль в развитии чешской национальной школы. Установив связи со многими учёными и педагогами славянских стран, Амерлинг способствовал утверждению идеи славянской взаимности. Литература: Dyma M., Karel Slavoj Amerling - buditel a pedagog, "Pedagogika", 1957, № 5. Г. А. Касвин Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 32. В фонде библиотеки имеется следующее издание: |