|
Никита Глебович Алексеев
(09.08.1932 г., Москва — 21.03.2003 г.,
Москва)
— российский философ и психолог, специалист в области
философских и методологических основ образования. Доктор
психологических наук (2002 г.), член-корреспондент Российской академии
образования (1992 г.). Окончил философский факультет МГУ им.
М. В. Ломоносова (1961 г.). После окончания аспирантуры занимался научной
работой, в 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную
познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач.
С 1991 г. — заведующий лабораторией философии и методологии
проектирования Института педагогических инноваций РАО. Основная научная
деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и
методологических средств системного и деятельностного подхода и
построения систем, реализующих данные подходы в практической области.
Осуществил методологический анализ эргономического знания на основе
принципов системно-деятельностного подхода. Обосновал его двухслойный
характер, сформулировал определение эргономики как неклассической
научной дисциплины, выдвинул понятие концептуальной структуры
деятельности. Разрабатывал философско-психологический аспект рефлексии:
ее понятийное определение (как установление отношения между
деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и
механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация,
отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее результаты
(выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий). Другое
направление научных исследований Алексеева связано с разработкой
философско-методологических основ проектирования образования. Было
сформулировано понятие учебная задача, разработан специальный тип
учебных задач на функциональные зависимости, построены методики
формирования осмысленного решения задач этого типа
(Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения), 1981
г.; Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и
принятия решения, в соавторстве, 1991 г.). В работах Алексеева
обосновывается важность коллективной мыслительной деятельности в
образовании, разработано понятие коммуникативная трансляция в обучении.
На этой основе разрабатываются принципы реализации новых
образовательных технологий, осуществляется построение механизмов
реализации игровых, активных форм и методов обучения, имеющих
практическую направленность и коммуникативный характер, проводятся
организационно-деятельностные игры (Использование ОДИ в системе
образования, 1992 г.).
В.А. Кольцова
Источник:
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /
Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. –
М.: ПЕР СЭ, 2005. – Т. История психологии в лицах:
Персоналии. – М., 2005. – С. 16.
В фонде библиотеки имеются следующие
издания:
Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому
изображению внизу
|
|
Основные публикации (по данным Википедии):
- Щедровицкий Г. П.,
Алексеев Н. Г., Костеловский В. А. Принцип «параллелизма формы и
содержания мышления» и его значение для традиционных логических и
психологических исследований // Доклады АПН РСФСР. 1960. № 2, 4; 1961, № 4, 5.
- Щедровицкий Г. П.,
Алексеев Н. Г. О возможных путях исследования мышления как деятельности
// Доклады АПН РСФСР. 1957, № 3; 1958. № 1, 4; 1959. № 1, 4, 5; 1960.
№ 2, 4, 5, 6; 1961. № 4, 5; 1962. № 4, 5, 6.
- Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г.
Логико-психологический анализ научного творчества и проблемное обучение
// Проблемы научного и технического творчества. М., Наука, 1967.
- Алексеев Н. Г. Бихевиоризм. Воля. Доминанта. Гештальт-психология.
Мышление. Необихевиоризм. Понятие. Способности. Торндайк. Тесты (в
психологии). Эксперимент (в психологии). // БСЭ. 3-е изд. М.: СЭ, 1968—1979.
- Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества. // Проблемы научного творчества в современной психологии. М.1971.
- Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г. Проблема системности исследования в психологии // Вопросы психологии. 1977. № 3.
- Алексеев Н. Г. Типологическая проблематика в изучении целостных образований // Системные исследования. Ежегодник. М.1977.
- Алексеев Н. Г., Юдин Б. Г. Эволюция проблематики искусственного
интеллекта // Кибернетика. Перспективы развития. М.: Наука, 1981.
- Алексеев Н. Г., Семенов И. Н., Шеин А. Б. Развитие методологических
исследований в эргономике // Техническая эстетика. 1983. № 3.
- Алексеев Н. Г., Злотник А. Б. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов. М.1984.
- Алексеев Н. Г. Шахматы и развитие мышления // Шахматы: наука, опыт, мастерство. М.: Высшая школа, 1990.
- Алексеев Н. Г. Заметки к соотношению мыследеятельности и сознания // Вопросы методологии, 1991, № 1.
- Алексеев Н. Г., Зарецкий В. К., Семенов И. Н. и др. Методология
рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений.
Новосибирск. 1991.
- Алексеев Н. Г. (ред.). Использование ОДИ в системе педагогического образования. Пермь. 1992.
- Алексеев Н. Г. Стратегические разработки по использованию ОДИ в системе педагогического образования // Кентавр, 1992, № 3.
- Щедровицкий Г. П., Розин В. М., Алексеев Н. Г. и др. Педагогика и логика.- М. Касталь, 1993. — 415 с.
- Алексеев Н. Г., Семенов И. Н. Рефлексивно-методологический анализ
проблематики философии образования // Инновационная деятельность в
образовании. 1995. № 2.
- Алексеев Н. Г. Конструктивно-инновационный смысл методологии // Кентавр. 1996. № 2.
- Алексеев Н. Г. Культурное значение методологии // Вопросы методологии. 1997. № 3-4.
- Алексеев Н. Г. Философско-методологические проблемы педагогической теории // Вопросы методологии, 1997, № 3-4.
- Алексеев Н. Г., Семенов И. Н., Швырев В. С. Философия образования // Высшее образование в России, 1997, № 3.
- Алексеев Н. Г. Рефлексия и формирование способа решения задач. М. 2002.
- Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, № 2.
- Алексеев Н. Г. Философские основания рефлексивного подхода //
Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования.
М.-Ярославль. 2004.
- Алексеев Н. Г. Проектный подход к формированию рефлексивного
мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные
проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении.
М.: ИРПТиГО, 2003.
- Семенов И. Н. Развитие концепции Н. Г. Алексеева на фоне становления
рефлексивно-методологического подхода.// Кентавр. № 34 (2004).
- Семенов И. Н. Основные научные труды Н. Г. Алексеева. //
Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования (Сборник
памяти Н. Г. Алексеева). М.-Ярославль. 2004.
- Алексеев Н. Г. София (стихи). Проза. К понятию двор
(культурологические заметки). Письма. Интервью // Встречи: (сборник).
М.: АНО «АПОМ», 2005.
- Алексеев Н. Г. Рефлексия // Seminarium Hortus Humanitatis. Альманах № 10. Рига, 2007.
|
|
|