|
Александр Устинович Зеленко[29.09(11.10).1871 г., Москва, - 21.07.1953 г., там же], педагог, архитектор, деятель внешкольного образования. Окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге (1892 г.). В 1900-1903 гг. преподавал рисование в гимназии в Москве. В 1903-1904 гг. в Америке знакомился с постановкой воспитания и обучения детей и деятельностью сетлементов (сеттльментов) - поселений интеллигенции среди бедных слоев населения с целью проведения просветительской работы. В 1905 г. совместно с С. Т. Шацким и Л. К. Шлегер организовал летнюю детскую трудовую колонию в Щёлково (Московская область). Осенью 1905 года они же открыли первый в России клуб для детей. 3еленко создал проект и руководил строительством здания для клуба (в Вадковском переулке, в Москве, позже Дом пионеров и школьников Свердловского района). В 1906 г. организовал при клубе курсы для подростков, находившихся в учении у мелких хозяев-ремесленников. В1906 г. вместе с Шацким создал общество “Сетлемент”, при котором были открыты мастерские - слесарная, столярная и швейная. По проектам 3еленко построено много школ в Саратовской губернии. 1905-1909 гг. преподавал на Пречистенских рабочих курсах и в воскресных школах. После закрытия "Сетлемента" был арестован "за попытку проведения социализма среди маленьких детей" (1909 г.). Снова уехал в Америку. Вернувшись в Россию (1910 г.), принял активное участие в работе общества “Детский труд и отдых”, сотрудничал в журналах "Свободное воспитание" и "Для народного учителя". В 1911-1917 гг. читал лекции в университете Шанявского по курсам: обзор новейших школ Западной Европы; духовное развитие детей в связи с детским чтением; физическое развитие детей в связи с подвижными играми и гимнастикой; общественное воспитание детей (детские кружки, клубы); рассказывание и литература дошкольного возраста; иллюстрирование детских книг и др. После Октябрьской революции вёл научно-педагогическую работу в Институте методов внешкольной работы и других педагогических учреждениях. В 1921-1933 гг. член научно-педагогической секции Государственного Учёного Совета. В 1927 г. руководил летними учительскими курсами по труду Первой опытной станции по народному образованию. С 1947 г. научный сотрудник Института художественного воспитания АПН РСФСР. Вместе с Шацким внёс большой вклад в исследования проблем внеклассного и внешкольного воспитания, разрабатывал теорию и практику политехнического образования. Одним из первых в России поставил проблему создания специальной архитектуры для детей. Изучал американскую педагогику и предлагал использовать её достижения в советской школе. Ф. А. Фрадкин Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 328-329. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|