|
Вильям Штерн (Stern)(29.04.1871 г., Берлин, - 27.03.1938 г., Дарем, штат Северная Каролина, США), немецкий психолог и философ. Учился в Берлинском университете у Германа Эббингауза. В 1897-1916 гг. доцент, а затем экстраординарный профессор университета в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Основатель Института прикладной психологии в Берлине и "Журнала прикладной психологии" (1906 г.). В 1916-1933 гг. заведующий психологической лабораторией в Гамбурге и одновременно издатель "Журнала по педагогической психологии". В 1933 году эмигрировал в Нидерланды, а затем в США. Профессор Дьюкского университета (1934-1938 гг.). Штерн - автор философской системы критического персонализма, которая предполагает подход к личности как к реальному, своеобразному и самоценному единству (Личности противопоставляется Вещь). Понятие личности в указанном смысле легло в основу психологического учения Штерна. В психологии особую известность получили работы, посвящённые психическому развитию ребёнка, которое он рассматривал как результат конвергенции (взаимодействия) внутренне обусловленных данных с внешними условиями среды; темп развития, по Штерну, определяется созреванием внутренних структур, на которое мало влияют воспитание и обучение. Теоретические взгляды Штерна нашли своё выражение в исследовании психологических закономерностей детской игры. Опираясь на работы Карла Гроса, Штерн развивал подход к игре как "инстинктивному самообразованию развивающихся задатков, бессознательному предварительному упражнению будущих серьёзных функций". Штерн описал виды ранней детской игры: конструктивные, разрушительные, с разыгрыванием ролей и др. Большое внимание Штерн уделял изучению речевого развития ребёнка. Штерн рассматривал детскую речь как "продукт действующих в самом ребёнке задатков и предлагаемых ему извне для подражания раздражителей". Основываясь на большом фактическом материале, Штерн представил схему нормального развития детской речи. Штерн явился одним из основателей дифференцированной психологии, развил теорию одарённости, которая, с его точки зрения, представляет собой врождённую предрасположенность к деятельности; общее направление развития одарённости определяется внутренними условиями - задатками и возрастом. С помощью метода тестов Штерн проводил отбор одарённых детей. Им описаны основные требования, которым должен удовлетворять психологический тест. Ввёл понятие коэффициента одарённости, высчитываемого как отношение умственного возраста к хронологическому. Большое внимание Штерн уделял методам психологии. Работы Штерна охватывают ряд областей, прикладной психологии (ввёл понятие психотехники, изучал достоверность свидетельских показаний). Литература: Выготский Л. С., Проблема развития речи в учении В. Штерна, Собр. соч., т. 2, М., 1982; Allport G. W., Thepersona-listic psychology of W. Stern, в кн.: Historical roots of contemporary psychology, N. Y. - L., [1968]. М. А. Степанова Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 595. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|