|
Андрей Павлович Шохин(24.08.1901 г., село Большие Вишенки, Нижегородской губ., - 15.03.1938, Москва), один из организаторов профессионально-технического и политехнического образования в СССР. Окончил историческое отделение Института красной профессуры (1928 г.). В 1921-1924 гг. представитель ЦК РКСМ в Наркомпросе, в 1930-1932 гг. руководил школьным управлением Наркомпроса, редактор журнала "За политехническую школу" (1931-1932 гг.). С 1933 г. возглавлял группу просвещения Комитетата партийного контроля. В 1-й половине 20-х годов участвовал в создании системы предпрофильного и профильного образования рабочей и крестьянской молодежи, в которую входили фабрично-заводские семилетки, школы крестьянской молодежи и различные формы внешкольного просвещения. Обосновывая методическую систему школьного обучения без отрыва от производства, выступал против попыток утилитарного снижения объема общего образования рабочих, общеобразовательных дисциплин, сокращения сроков обучения, сведения учебно-воспитательного процесса только к профессиональной подготовке. По его инициативе для подготовки школьных преподавателей создан Московский высший индустриально-педагогический институт им. К. Либкнехта (1923 г.), где Шохин стал проректором. Общее образование в институте органично сочеталось с производственным обучением на предприятиях, впоследствии были организованы отделения по производственному принципу (машиностроительное, химическое и текстильное). В начале 1930-1931 гг. в обстановке форсирования индустриализации вместе с А. С. Бубновым, С. E. Гайсиновичем и П. В. Рудневым обосновал необходимость преобразования старших классов школы II ступени в профильно-политехнические (типа техникумов) учебные заведения, дающие выпускникам квалификацию рабочих различных специальностей. Таким образом, школа включалась в хозяйственный комплекс конкретного производства, производительный труд учащихся становился основой обучения, а содержание образования носило в основном техническую направленность. IIIохин считал эту направленность политехнической. Разработал критерии такого образования: формирование технологических знаний об основных сторонах производства, видах энергии, изучение не только техники производства, но и его организации и социально-экономических аспектов. К основным формам организации учебно-воспитательного процесса относил комплексно-проектную систему, активные методы работы. В начальной школе, по предложению Шохина, организовывались рабочие комнаты, а в 5-7-ых классах - мастерские в соответствии с профилем производства. Выдвигая альтернативную систему профессионального образования, IIIохин неправомерно стремился к ее абсолютизации, ликвидации школ II ступени и в ущерб общему среднему образованию преувеличивал роль производственно-технического компонента в содержании деятельности общеобразовательной школы. В конце 1937 года репрессирован. Литература: Виноградов А., Руднев П., А. Шохин, Народное образование, 1966, № 12. М. В. Богуславский Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 593-594. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|