Прейер (Ргеуег) Вильгельм Тьерри

Вильгельм Тьерри Прейер (Ргеуег)

(04.07.1841 г., Мосс Сайд, близ Манчестера, - 15.07.1897 г., Висбаден), немецкий биолог и психолог, основатель детской психологии. Учился в Боннском и Парижском университетах. Преподавал в Боннском (1865 г.), Иенском (1866-1888 гг.) и Берлинском (1888-1893 гг.) университетах. Один из редакторов ведущего для своего времени психологического "Журнала психологии и физиологии органов чувств" ("Zeitschrift fuer Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane"). Проводил исследования по широкому кругу вопросов общей биологии, эмбриологии, физиологии (в частности, изучал деятельность органов чувств), психологии и психотерапии. Являлся последователем Чарльза Дарвина и в своих трудах стоял на эволюционных позициях. Книга Прейера "Душа ребёнка" ("Die Seele des Kindes", 1882; неполный русский перевод, под редакцией И. А. Сикорского, 1891; полный русский перевод, под редакцией В. Динзе, 1912) положила начало систематическим исследованиям психологии ребёнка. В ней Прейер описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына по следующим разделам: развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребёнка велись задолго до появления книги Прейера, его приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребёнка (от рождения до 3 лет) и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные и ограниченные уровнем развития науки конца 19-го века (он, например, рассматривал психическое развитие как частный вариант биологического). Однако Прейер первым осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребёнка. Книга Прейера - образец монографического метода исследования ребёнка. Русские учёные (И. А. Сикорский, П. Ф. Каптерев, Н. Н. Ланге, В. М. Бехтерев) высоко оценили значение труда Прейра как для понимания закономерностей психического и физического развития, так и для научного обоснования педагогического процесса. В русской психологии получил дальнейшее развитие монографический метод (дневники А. Ф. Левоневского, 1914; H. H. Ладыгиной-Коте, 1935; Н. А. Менчинской, 1948; А. Н. Гвоздева, 1949; В. С. Мухиной, 1969), ценность и продуктивность которого состоит в том, что в лице наблюдателя совмещается родитель и учёный.

Литература: Никольская A. A., Значение работ Вильгельма Прейера для развития детской психологии, «Вопросы психологии», 1983, № З.

Л. Ф. Обухова

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 185-186.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу