|
Борис Павлович Никитин[21.01.1916, станица Суворовская Ставропольского края - 30.01.1999, Москва], педагог, автор оригинальной системы семейного воспитания. По окончании Военно-воздушной инженерной академии (1941) начал свою педагогическую деятельность в армии, работал в системе трудовых резервов, вел уроки математики в экспериментальной студии для дошкольников. В 1955-1965 гг. и 1971-1979 гг. - научный сотрудник АПН СССР, почётный член Петровской академии наук и искусств (1994, СПб.). Занимался вопросами трудового воспитания и развития технических способностей. С конца 50-х гг. совместно с женой разрабатывал уникальную методику воспитания детей в многодетной семье. Никитины сформулировали и подтвердили на практике ряд гипотез, относящихся к условиям формирования творческих способностей человека с раннего возраста. Они полагают, что способности не "пробуждаются", а формируются и развиваются в зависимости от умения родителей и воспитателей вовремя начать работу с детьми. Воспитатели, выбирая оптимальные методы, создают педагогическую среду, которая способствует борьбе с необратимым угасанием возможностей эффективного развития способностей (НУВЭРС). Hикитины считают, что современная школа развивает только исполнительские способности, а общепринятое позднее начало целенаправленного процесса развития ребенка приводит к громадным потерям. Предложенные Hикитиным игры, упражнения, домашние спортивные комплексы позволяют уже на этапе дошкольного воспитания создать условия, помогающие укрепить здоровье детей, повысить уровень их физического и интеллектуального развития. Hикитины практически избежали проявления у детей бездуховности, инфантильности, потребительства. Их дети обходились без лекарств и услуг врачей, обгоняли своих сверстников по темпам усвоения школьной программы, заканчивая от 2 до 4 классов за год. Hикитин широко использовал многие идеи народной педагогики. Его опыт воспитания семерых детей послужил примером для тысяч семей, многие из которых объединены в семейные клубы - добровольные организации, ставящие своей целью пропаганду и творческое воспроизведение "никитинского" образа жизни. Hикитин – один из авторов педагогики сотрудничества. Работы педагога не получали поддержки официальной педагогики. Идеи и опыт Hикитных получили международную известность и легли в основу деятельности ряда научно-педагогических учреждений Японии, Германии, США. Лит.: Рюриков Ю, Колыбель завтрашнего человека, "Наука и религия", 1982, № 9-10; Скрипалев В. С., Наш семейный стадион, M, 1986. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 52. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|