Никандров Николай Дмитриевич

Николай Дмитриевич Никандров

(Родился 20.10.1936 г. в Ленинграде). В 1959 году окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета. Свою педагогическую деятельность Н. Д. Никандров начал в качестве учителя французского языка в одной из школ Василеостровского района Ленинграда. С августа 1961 года Николай Дмитриевич стал работать в системе высшего образования — он преподавал иностранные языки в ряде институтов Ленинграда. В 1967 году Н. Д. Никандров защитил кандидатскую диссертацию, в которой он анализировал подходы к образовательному процессу в системе высшего образования в передовых странах Западной Европы и США, в частности проблематику программированного обучения в педагогике этих стран. Затем Н. Д. Никандров стал заведующим кафедрой ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1973 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Проблемы буржуазной дидактики высшей школы», с 1974 заведующий кафедрой педагогики высшей школы ЛГПИ им. А. И. Герцена, одновременно (с 1978) декан факультета повышения квалификации работников образования.

С 1983 года Н. Д. Никандров стал работать в НИИ общей педагогики АПН СССР (Москва) заведующим лабораторией методологии педагогики, а затем заместителем директора по научной работе этого института, в 1989-1991 главный учёный секретарь Президиума АПН. С 15 марта 1990 года действительный член (академик) Академии педагогических наук (АПН) СССР. С 7 апреля 1992 года действительный член (академик) РАО, состоит в Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО. В 1992—1997 годах — вице-президент, 1997-2013 гг. — президент РАО.

Основные направления научных исследований — сравнительная педагогика, методология педагогики, дидактика высшей педагогической школы. В работах 70-х годов XX века дал сравнительный анализ систем высшего образования некоторых западных стран, предложил трактовку сравнительной, педагогики в единстве её описательной, объяснительной и конструктивной функций. Провёл типологизацию методололических проблем педагогики. Разрабатывал проблемы содержания высшего педагогического образования и активизации познавательной деятельности студентов. Он автор многих научных трудов в области сравнительной педагогики, методологии педагогики, дидактики высшей педагогической школы, среди которых учебные пособия: «Педагогика высшей школы», «Организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте», «Введение в специальность» и др.

Н. Д. Никандров является соредактором «Международной энциклопедии образования» («Тпе International епcyclopedia of education», V. 1—12, 0xf., 1994).

Награды: • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 2011) — за большой вклад в развитие отечественной науки в области педагогики и образования и многолетнюю плодотворную деятельность • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (18 октября 2006) — за большой вклад в развитие науки и образования и многолетнюю плодотворную деятельность • Орден Почёта (30 января 2003) — за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 июня 1997) — за заслуги перед государством, многолетний добросовестный труд и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами • Премия Президента Российской Федерации в области образования за 2000 год (30 ноября 2001) — за цикл исследований на тему «Социокультурные основания интегрирования образовательного пространства (теоретические принципы, психолого-педагогические условия, научно-практическая модель)» для учебных заведений высшего профессионального образования • Орден Русской православной церкви святого благоверного князя Даниила Московского I степени (2012 год) — за заслуги в сфере внедрения предмета «Основы православной культуры» в средней школе.

Некоторые научные труды: • «Программированное обучение и идеи кибернетики», М., 1970; • «Педагогика высшей школы», Л., 1974 (соавт.); • «Организация учебно-воспитатательного процесса в педагогическом вузе», Л.,1984(ред.); • «Педагогическое творчество», М., 1990 (соавт.); • «Воспитание ценностей: российский вариант»; • «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий»; • «Менеджмент, маркетинг и экономика образовании»; • «Общие основы педагогики» (учебник для вузов); • «Образовательное пространство России: проблемы интеграции»; • «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий»; • «Образование в процессе социализации личности», Вестник УРАО, 2008, № 5.(соавт.С. Н. Гавров)

Источник

Источник

В фонде библиотеки имеются следующие издания

В имидж-каталоге:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


В электронном каталге: