|
Генри Клинтон Моррисон(Morrison)(07.10.1871 г., Олд-Таун, штат Мэн, - 19.03.1945 г., Чикаго), американский педагог. Директор средней школы (1895-1899 гг.), инспектор школ (1899-1917 гг.), профессор педагогики Чикагского университета (1928-1945 гг.). Особую известность в США приобрела книга Mоррисона "Practice of teaching in the secondary school" ("Практика обучения в средней школе", 1926), где он выдвигал представления о ключевых чертах каждой образовательной ступени, которые определяют характер содержания и методов обучения. Результатом начальной ступени, по Моррисону, должна являться "первичная социальная адаптация" ребёнка; к концу обучения в средней школе под руководством учителя ребёнок приобретает широкий круг интересов и способность к "самостоятельной интеллектуальной жизни"; лишь в высшей школе Моррисон полагал возможным "самостоятельный интеллектуальный рост" учащихся, отводя преподавателю роль одного из источников знаний, Моррисон предложил выделить основные компоненты содержания образования, передача которых является задачей средней школы: так называемые отношения понимания (знания, рациональное мышление, рефлексия); ценностные установки (принятие этических и эстетических ценностей); специальные умения (владение речью, муз. исполнение, плавание и т. д.); навыки (например, темп чтения, беглость речи на иностранном языке). Основываясь на психологических знаниях, Моррисон придерживался общей последовательности ступеней обучения: стимулирование - ассимилирование - реагирование, развёртывая содержание этой последовательности на основе модифицированной гербартианской схемы. Моррисон разрабатывал представление о поэлементном разложении содержания обучения на сумму целостных "единиц усвоения", каждая из которых носит комплексный характер и включает основные компоненты содержания образования. Опираясь на эти представления, Моррисон выдвинул идею дидактического цикла, направленного на обязательное полное усвоение учащимися запланированных "единиц" (проверка степени подготовленности ученика - обучение - проверка результатов - приспособление способов обучения к индивидуальным особенностям ученика - повторная проверка - вплоть до достижения полного усвоения). Эта идея Моррисона развивается в современной теории и практике обучения на основе концепции "полного усвоения" (Дж. Кэрролл, Б. Блум, Б. Блок и др.). Литература: Бертон В., Принципы обучения, M., 1934, с. 47-54, 203-05, 242-43. М. В. Кларин Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 530-531.
В фонде библиотеки имеются следующие издания:
|