Михеев Иван Степанович

Иван Степанович Михеев

[19.06(01.07).1876 г., село Ошторма-Юмья, ныне в Кукморском районе Татарии, - 1937 г., по другим сведениям, 1941 г., 1944 г.], педагог, методист по родному и русским языкам в школе, удмуртский писатель. Окончил Казанскую инородческую учительскую семинарию (1895 г.). Педагогическую деятельность начал в удмуртском селе в Вятской губернии. В 1896-1906 гг. преподавал в образцовом училище при Казанской учительской семинарии и (с 1907 г.) в приготовительном классе при ней. В 1918-1937 гг. работал в педагогических учебных заведениях Казани, Душанбе, Йошкар-Олы. Незаконно репрессирован; реабилитирован посмертно.

В начале 20-го века предложил систему обучения нерусских народов грамоте на родном и русских языках. Курс начинал на родном языке учащихся. После овладения ими элементарными школьными навыками переходил к обучению русскому языку, которое вёл главным образом в "разговорных уроках" (всего 80). Главным считал усвоение "элементарного синтаксиса", прежде всего из практики живой разговорной речи и устных и письменных упражнений; лишь освоив особенности построения русского предложения, учащиеся переходили к фонетике и морфологии. Свои приёмы обучения Михеев называл "методом целых предложений".

Создал серию учебников по русскому языку, в которую вошли "Наглядный букварь и первая книга..."(1903 г.), продолжавшие это пособие книги для чтения (2-я - 4-я), сборники упражнений в сочинениях и рассказах по картинкам, грамматических упражнений (в 2-х частях). Составил руководства к ведению "разговорных уроков" и к книгам для чтения. Многие из этих пособий неоднократно переиздавались, в том числе и в годы советской власти. Среди других учебников Михеева: наглядный арифметический задачник, удмуртский букварь и первая книга для чтения (1907 г.). Методика Михеева получила распространение в нерусских школах Поволжья, Средней Азии, Сибири, Кавказа, закрепив в системе их работы принципы воспитывающего обучения, активное формирование практических навыков двуязычия. Автор публицистических и драматургических произведений на удмуртском языке, в которых выражены идеи просвещения народа.

Литература: Каталог учебников и учебных пособий И. С. Михеева, Казань, 1910; Ханбиков Я. И., Русские педагоги Татарии, Казань, 1968; Губашева Н. Ш., Забытое наследство, в книге: Педагогика и психология. Сборник статей, выпуск. 1, Алма-Ата, 1969; Фролова Г. Д., Из истории удмуртской школы, Ижевск, 1971; Асадуллин А. Ш., Из опыта преподавания русского языка в татарской школе, Казань, 1981, глава 5; Суворова 3. В., Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева, Ижевск, 1990.

А. Ш. Асадуллин, З. В. Суворова

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 579.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу