|
Xopac Манн (Mann)(04.05.1796, Франклин, штат Массачусетс, - 02.08.1859, Йеллоу-Спрингс, штат Огайо), американский общественный деятель и педагог. Окончил университет (1819 г.) в г. Провиденс (штат Род-Айленд) и юридическую школу в г. Личфилд (штат Коннектикут). Преподавал древние языки, занимался адвокатской практикой. В 1835 году был избран членом сената штата Массачусетс. В 1837-1848 гг. возглавлял созданное по его инициативе Бюро по делам образования штата. Был инициатором принятия школьного закона штата Массачусетс (1837 г.), ставшего образцом для аналогичных законов других штатов Новой Англии. Под его руководством было значительно улучшено школьное дело в штате: ликвидирована разрозненность и бесконтрольность местных школ, создана единая школьная система, установлена обязательная продолжительность учебного года, улучшено строительство школьных зданий, расширена программа элементарного обучения, в которую было введено преподавание музыки, рисования, гигиены. Манн выступал против телесных наказаний детей, способствовал созданию в школе здоровой дисциплины. Общественные и педагогические взгляды Манна отличались гуманизмом и демократизмом. Он отстаивал право каждой личности на свободу и образование независимо от расы, национальности и имущественного положения. Свои педагогические идеи Манн пропагандировал через созданный им в 1838 году первый в США педагогический журнал «Common School Journal» (выходил в Бостоне до 1852 г.). Широкую известность приобрели 12 годовых докладов-отчётов о состоянии народного образования в штате Массачусетс, в которых он излагал свои взгляды на отдельные педагогические проблемы: об обязанностях школьных комитетов, о системе общеобразовательных школ, о методах обучения, о задачах и содержании воспитания в образования, о школьной дисциплине, о школьных библиотеках, о подготовке учителей и т. д. Один из докладов Манна был посвящён характеристике системы обучения в немецкой школе. В нём Манн пропагандировал идеи И. Г. Песталоцци и подверг критическому анализу современную ему американскую школу. К. Д. Ушинский высоко ценил эти отчёты и писал, "что они составляют целую педагогическую библиотеку, исполненную самых полезных практических замечаний". Манн видел задачу школы в развитии и укреплении умственных сил детей, в воспитании у них стремления к истине. Школа, воспитывая будущих граждан, должна готовить их к практической жизни, вооружать полезными знаниями и умениями. Серьёзный недостаток школы видел в недостаточном учёте возрастных особенностей, интересов и потребностей детей, слабой обоснованности содержания образования, широком распространении физических наказаний и т.д. Важнейшими средствами воздействия на личность ребёнка Манн считал проявление со стороны воспитателя симпатии, доверия и любви. Деятельность Манна оставила глубокий след в истории развития прогрессивной педагогической мысли США, однако он был близок к позиции утопистов, полагая, что общественные пороки могут быть устранены с помощью правильно организованного воспитания. Литература: Ушинский К. Д., Школьные реформы в Северной Америке, Собрание сочинений, т. 2, М., 1948; Крупская Н. К., О постановке народного образования в Северной Америке и Западной Европе, Педагогические сочинения, т. 1, М., 1978; Пискунов А. И., Деятельность и педагогические взгляды Г. Манна, Советская педагогика, 1955, №8; Morgan G. E., H. Mann, his ideas and ideals, Wash., 1936; Mс Сluskey N. G., Public schools and moral education. The influence of H. Mann, William Torrey Harris and John Dewey, N. Y., 1958. А. И. Пискунов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 542-543
В фонде библиотеки имеются следующие издания:
|