Конопкин Олег Александрович

Олег Александрович Конопкин

(29.05.1931, г. Ростов-на-Дону – 05.06.2008). Школьные годы провел в Балашове Саратовской области. В 1949 году с отличием окончил среднюю школу, и, не сомневаясь в выборе профессии, по стопам отца, который работал в то время заведующим кафедрой педагогики и психологии Балашовского педагогического института, поступил на отделение психологии философского факультета МГУ. В 1956 году окончил его с отличием.

Конопкин Олег Александрович— российский психолог, специалист в области общей психологии, психологии труда и инженерной психологии, педагогической психологии, психологии саморегуляции. Доктор психологических наук (1977), профессор (1988), член-корреспондент РАО (1989), действительный член РАО (1992). С 1957 г. работает в НИИ ОиПП АПН СССР (с 1992 г. — ПИ РАО). Занимал должности Ученого секретаря (1965—1968); замистителя директора Института по научной работе (1972—1981; 1983—1986). Являлся заместителем главного редактора журнала "Вопросы психологии" (1970—1981). Почетный председатель научной секции "Психология саморегуляции" РПО (с 2000 г.). Награжден медалью К.Д. Ушинского (1999). Область научных интересов Конопкина Олега Александровича касается проблем общей и педагогической психологии, в том числе психологии профессиональной подготовки и самоопределения школьников, общих и возрастных закономерностей саморегуляции произвольной активности человека.

В 1964 г. Конопкин защищает кандидатскую диссертацию "Скорость передачи человеком информации в зависимости от темпа предъявления сигналов". С 1971 г. возглавляет лабораторию Психологии труда", которая впоследствии меняла название в соответствии с изменением тематики научных исследований (с 1981 — лаборатория Регуляции деятельности; с 1986 — лаборатория Психологии трудовой подготовки и самоопределения школьников; с 1990 — лаборатория Психологической регуляции произвольной активности человека; с 1997 — лаборатория Психологии саморегуляции.

Основное направление последующей научной работы Конопкина было связано с теоретическим и экспериментальным изучением осуществляемого человеком процесса осознанного регулирования своей сенсомоторной деятельности. Впервые проведенный систематический структурно-функциональный анализ целостного процесса осознанного регулирования деятельности позволил ему осуществить психологический анализ разных видов и форм произвольной деятельности, ее детерминации и оптимизации. Этой проблеме была посвящена докторская диссертация "Психологические механизмы саморегуляции сенсомоторной деятельности", 1977, в которой, в частности, была обоснована и построена общая модель, отражающая функциональную структуру процесса осознанного регулирования, обеспечивающего достижение максимальной эффективности деятельности относительно принятой субъектом цели. Предложенная модель позволяет в процессе осуществления унифицированного анализа процесса саморегуляции в конкретных видах деятельности выявить те или иные структурные и содержательные дефекты этого процесса и возможные пути его коррекции.

Основные результаты работы были опубликованы в монографиях: "Психологические механизмы регуляции деятельности", М., 1980; "Инженерная психология и проблема надежности машиниста", М., 1976, в соавт.; "Функциональное строение и психологические механизмы осознанной саморегуляции деятельности", М., 1992; в соавт.

Источник

Источник

В фонде библиотеки имеются следующие издания: