|
Уильям Херд Килпатрик (Kilpatrick)(20.11.1871, Уайт-Плейнс, штат Джорджия, - 13.02.1965, Нью-Йорк), американский педагог, ученик и последователь Дж. Дьюи. Образование получил в Мерсеровском университете (1891 г.) и университете Джонса Хопкинса. В 1890-х гг. начал работать школьным учителем в штате Джорджия; преподавал в Мерсеровском университете (1897-1906 гг.), в 1903-1905 гг. его президент. В 1909-1938 гг. преподаватель, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета (Нью-Йорк). Килпатрик - сторонник прагматистской педагогики, рассматривал школу как инструмент демократии в сфере образования. Разработанная им педагогическая система ("экспериментализм") опирается на философию прагматизма и психологию бихевиоризма. Килпатрик отвергал традиционную школу, основанную на передаче учащимся готовых знаний вне связи с реальными запросами и жизненными потребностями детей. Отрицал необходимость школьных программ, классно-урочной системы, подчёркивал значение положительного подкрепляющего воздействия воспитателя на ребёнка. Процесс обучения предлагал строить на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся. Призывал к отказу от разделения учебной и внеучебной деятельности, стремясь строить педагогический процесс как организацию деятельности ребёнка в социальной среде. Широкую известность в США и других странах получила работа Килпатрика "Метод проектов" (1918 г., русский перевод 1925 г.), в которой он развивал идею обучения через организацию "целевых актов". Различал 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (его целью является потребление в широком смысле слова, включая развлечение), проект решения проблемы (или каких-либо интеллектуальных затруднений, которые могут являться сопутствующими и в созидательном проекте, но здесь выступают как ведущие), проект-упражнение. В последующих работах - "Основы метода" (1925 г., русский перевод 1928 г.), "Воспитание в условиях меняющейся цивилизации" (1926 г., русский перевод 1930 г.) и др. – Килпатрик отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с ещё неизвестными проблемами будущего. В этом контексте противопоставлял ориентации школы на традиционные учебные предметы, не обладающие инструментальной жизненной ценностью, задачу вооружения ребёнка методами решения проблем, поиска, исследования. Учение рассматривал не как усвоение или запоминание, но как ориентацию в конкретных жизненных ситуациях. Жизнь школы, обучение и воспитание, построенные на уважении к личности, по Килпатрику, направлены не на подготовку "рабочей силы", но на включение ребёнка в процесс осмысления и переустройства окружающей действительности. В США долгое время пользовалась популярностью составленная Килпатриком "Хрестоматия по философии педагогики" (1923 г.). Литература: Childs J. L., American pragmatism and education, N. Y, 1956, Ch. 7; Сremin I. A., The transformation of the school. Progressivism in American education 1876- 1957, N. Y, 1961. M. В Кларин Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 430-431. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|