|
Флоренс Лаура Гудинаф (Гуденаф) (Goodenough)(06.07.1886 г., Хонсдейл, штат Пенсильвания, - 04.04.1959 г., Лейкленд, штат Флорида), американский психолог. Получив среднее педагогическое образование, преподавала в сельских школах в штате Пенсильвания в 1908-1919 гг. В 1919-1921 гг. вела преподавательскую и исследовательскую работу в школе для умственно отсталых детей в г. Вайнленд (штат Нью-Джерси). Эти занятия положили начало её научным исследованиям умственного развития и аномального детства. В 1921 году окончила Колумбийский университет. Получив степень доктора философии (1924 г.), возглавила Консультативную детскую клинику в Миннеаполисе. В 1925 году поступила на работу в организованный при Миннесотском университете Институт здоровья ребёнка (профессор до 1947 года). В докторской диссертации "Измерение интеллекта с помощью рисунка" (1926 г.) Гудинаф впервые в истории психодиагностики исходила из гипотезы, что выполненный ребёнком рисунок знакомого объекта отражает степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетельствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест "Нарисуй человека" отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Широкомасштабные исследования с помощью метода тестов привели Гудинаф к переоценке основополагающего в американской тестологии принципа неизменности так называемого коэффициента интеллекта. Гудинаф наглядно продемонстрировала, что ряд социальных факторов (например, благоприятные условия дошкольного воспитания) может значительно повысить этот показатель, то есть умственная одарённость не является врождённым и стабильным свойством. Не ограничиваясь анализом тестов, Гудинаф в работе "Experimental child study" ("Экспериментальное исследование ребёнка"; 1931) подвергла всестороннему рассмотрению различные исследовательские методики детской психологии, продемонстрировала их сильные и слабые стороны. Специальное исследование Гудинаф было посвящено проблеме аффективного поведения. На основе наблюдений за проявлениями гнева и раздражения у детей ею были разработаны рекомендации по формированию навыков игровой деятельности, общения, лидерства. В книге "Исключительные дети" ("Ехсерtional children"; 1956) Гудинаф обобщила опыт изучения детей, страдающих дефектами развития. Руководство "Психология развития" ("Developmental psychology"; 1934) явилось одним из первых фундаментальных трудов в этой области, заложивших основы изучения жизненного пути человека на его основных этапах. С. С. Степанов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 238.
Тест «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф) |