Гаспринский Исмаил

Исмаил Гаспринский

(08.(20).03.1851 г., с. Авджи, ныне в Бахчисарайском р-не в Крыму, - 11(24).09.1914 г., Бахчисарай), деятель мусульманской культуры в России, педагог, писатель. Учился в медресе в Симферополе, в кадетских корпусах в Воронеже и Москве. Был близок к семье М. Н. Каткова. С начала 1870-х гг. путешествовал, посетил Турцию, Индию, Персию, Египет, в 1872-1876 гг. жил во Франции. В Стамбульском университете и в Сорбонне слушал лекции по философии, социологии, филологии. Служил в Ассоциации профессиональных переводчиков в Париже, сотрудничал с И. С. Тургеневым. По возвращении в Крым занимался общественно-педагогической деятельностью, преподавал русский язык в начальных школах и в медресе. С 1883 г. и до конца жизни издавал газету "Терджиман" ("Переводчик"), первый еженедельник, отвечавший образовательным и культурным запросам мусульман России. Как приложения к газете выходили журналы "Детский мир", "Женский мир".

В своей публицистике Гаспринский развивал идеи культурно-политического движения джадидизма, выступал за реформу традиционного мусульманского образования. Был инициатором создания для крымскотатарских детей новометодных школ. Принял участие в организации подобных школ в Каракоме (1886 г.) и Самарканде (1893 г.). Сторонник всеобщего образования, Гаспринский высказывался за равноправие женщин в сфере просвещения, содействовал открытию начальных и профессиональных женских школ. В открытых им учебных заведениях Гаспринский использовал общепедагогические и методические принципы, выработанные в русской педагогике, - народности воспитания, единства воспитания и обучения, начальное обучение на родном языке. Для крымскотатарского языка разработал и применил в практике систему обучения грамоте по звуковому методу. Ввёл преподавание русского языка, начальных курсов по арифметике, географии, истории, естествознанию, выступал за изучение в новометодных школах арабского и турецкого языков. Большое внимание уделял рациональной организации учебного процесса по классно-урочной системе, начал применять экзамены, внеклассные формы обучения. Составленные Гаспринским учебные планы основывались на обобщении опыта русских начальных школ (главным образом земских). Свои педагогические и методические идеи Гаспринский реализовал в учебниках для начальной школы, составленных с учётом национальной специфики ("Учитель ребёнка", 1888; "Турецкая хрестоматия", 1894), а также в методическом пособии "Книга для учителей" (1896). Следуя образцам учебных книг К. Д. Ушинского, Гаспринский поместил в них произведения классической литературы, фольклора, а также собственные литературные сказки и миниатюры. Впервые в мусульманской учебной литературе использовал форму методических указаний.

Автор ряда научно-популярных книг ("Страноведение", 1889; "Врачебное наставление", 1901; альманах "Знание народу", 1901); популярного издания "Правила поведения на Востоке и Западе" (1911); энциклопедического сборника "Издательство Исмаила", посвящённых новостям науки, культуры, техники; романов и других литературных произведений.

Литература: Аблаев Э А, Исмаил Гаспринский - гуманист, просветитель, педагог, Ташкент, 1991.

Э. А. Аблаев

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 192.

О нем:

 Исмаил-бей Мустафа-оглу Гаспринский. Библиография / Сост. Ганкевич В.Ю., Ягъя Наджие. - Симферополь, 1995.

Пальчук М.И. Поликультурное наследие И. Гаспринского: прошлое и настоящее // Ученые записки. – 2008. - № 9.    – 60-62.

Публикации:

Исмаил бей Гаспринский (Гаспралы): из наследия / Сост. Ю. Кадымов и др. - Симферополь: Таврия, 1991. - 64 с.

Гаспринский И. Русско-восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания // Россия и Восток. — Казань: Татарское книжное издательство, 1993. - С. 59-79.

Гаспринский И. Французские письма / сост. В. Ганкевич. – Симферополь: Доля, 2003.

Источник