|
Паулу Фpейpe (Фрейри)(Freire)(19.09.1921 г., Жабуатан, Бразилия – 02.05.1997 г., Сан-Паулу, Бразилия), бразильский педагог и философ. Окончил факультет права Федерального университета штата Пернамбуку в Ресифи. Работал в системе социального обеспечения, в 1946-1955 гг. директор Департамента образования и культуры. В эти годы он осуществил первые эксперименты, которые привели его к созданию собственного оригинального метода обучения грамоте взрослых (так называемого метода Фрейри). Начал с успехом применять его с 1961 года в Ресифи в созданном им "кружке культуры", который превратился в настоящую педагогическую лабораторию. Система обучения Фрейри была поддержана Федеральным правительством (по плану всеобщего обучения, предложенному им, в 1964 году предусматривалось открытие 20 тысяч "кружков культуры", охватывающих 2 миллиона человек). После военного переворота 1964 года был вынужден эмигрировать в Чили. Преподавал в Чилийском университете, принимал участие в качестве консультанта в программах по ликвидации неграмотности, осуществлявшихся христианскими демократами. В 1968 г. эксперт ЮНЕСКО, в 1969 г. профессор Гарвардского университета. В 1970 г. назначен консультантом по проблемам образования при Всемирном совете церквей в Женеве, работал в Институте культурного действия при совете. В 1982 г. вернулся в Бразилию. Система Фрейри не сводилась только к методике обучения, к борьбе с неграмотностью. Выступая за построение "общества справедливости", в котором должны участвовать все люди, Фрейри стремился к развитию творческой активности людей, "пробуждению сознания". Рассматривал распространение образования как культурную деятельность, направленную, прежде всего, на перестройку мышления, пропагандировал осмысленное обучение, связывая обучение грамоте с практической жизнедеятельностью людей (так называемое освобождающее образование). Его концепция преобразования общества путем изменения, в первую очередь, сознания людей нашла отражение в ряде работ "Образование ради достижения свободы" ("La educac.äo como pratica da hberdade", 1967), "Педагогика угнетенных" ("La pedagogia del opnmido", 1971), "Письма в Гвинею-Бисау педагогика в развитии" ("Las cartas a Gume-Bissau Redistros de uma expenencia em processo", 1977) и др., она оказала также влияние на христианское движение и была положительно воспринята деятелями католической церкви. Процесс обучения по методу Фрейри, начинавшийся с изучения культуры, состоял из нескольких этапов. На первом этапе сначала учащимися запоминались специально отобранные исходные темы и связанные с ними исходные слова (для португальского и испанского языков, например, не более 17 слов), затем создавались наглядные пособия - плакаты, рисунки, фото, графически изображавшие различеных ситуации (графические символы или коды отсюда название этого процесса - кодирование). После их анализа и обсуждения те же изображения показывались вместе со словами (раскодирование). И, наконец, изучались сами слова (без картинок). На втором и последующих этапах (собственно обучение грамоте) учащиеся узнавали и запоминали слова, устанавливали связи слов и предложений, раскладывали исходные слова на слоги и образовывали путем их комбинирования новые слова, узнавали согласные и гласные и т. д. Взрослые обучались чтению по методу Фрейри за 30-40 часов. Деятельность Фрейри способствовала становлению национальных систем образования в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. В 1986 году Фрейри была присуждена премия ЮНЕСКО за огромный вклад в научно-педагогическую деятельность, "за воспитание в духе мира". Литература: Фюртер П., П. Фрейре, "Перспективы", 1987, № l; Sänchez S., Pablo Freire, una pedagogia para el adulto, [Bilbao]- Madrid, 1973; Literacy and revolution, the pedagogy of Paulo Freire, N. Y., 1981. С. Н. Табунов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 530.
В фонде библиотеки имеются следующие издания: |