|
Селестен Френе (Freinet)(15.10.1896 г., Гар, - 07.10.1966 г., Ване), французский педагог. В 1913-1914 гг. учился в нормальной школе в Ницце. Организатор и руководитель экспериментальных начальных школ в Бар-сюр-Лу (1920-1928 гг.), Сен-Поль (1928-1934 гг.), Ване (1934-1966 гг.) В 1927 г. организовал "Кооператив сторонников светской школы", объединившей его последователей, в 1957 г. - "Международную федерацию сторонников новой школы". Издатель и главный редактор журнала "L'Educateur" ("Воспитатель"), "Art enfantin" ("Детское искусство"). Френе разделял основные идеи нового воспитания и стремился применить их в своей педагогической работе, отвергая "традиционные" методы обучения и воспитания. В учебном процессе большое значение Френе придавал самостоятельности учащихся. Дети систематически составляли так называемые свободные тексты, в которых рассказывали о своих семьях, друзьях, о планах на будущее и т.п., а потом сами печатали их. По мысли Френе, школьная типография - наиболее эффективное средство активизации учащихся, а "свободные тексты" помогают раскрыть психологию личности ребенка, его интересы и стремления. Френе выступал против применения в начальной школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализированного обучения, навязывают школьнику непосильную для него логику взрослого, прививают слепую веру в печатное слово. Вместо учебников в школе Френе применялись карточки, содержащие основной учебный материал и располагавшиеся в систематизированной картотеке. С помощью учителя каждый учащийся составлял свой индивидуальный недельный план-график, что, по мнению Френе, позволяло ребенку изучать программный материал в таком объеме и такими темпами, какие наиболее соответствуют его способностям и интересам. Френе уделял много внимания экспериментам в области программированного обучения, предложил оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины. Был противником "словесного" метода нравственного воспитания, решающее значение придавал личному опыту ребенка, приобретаемому в результате соответствующей организации школьной жизни. Этой цели в школе Френе служило самоуправление учащихся - "школьный кооператив", который контролировал хозяйственную деятельность школы, организовывал работу по самообслуживанию, а также выступал высшей дисциплинарной инстанцией. Френе стремился преодолеть книжно-вербальный характер обучения, возбудить активный интерес детей к школьным занятиям, установить доброжелательный характер отношений между учащимися и учителем, широко использовать разнообразные средства обучения, прививать учащимся трудовые навыки. В то же время метод Френе нарушает принцип систематичности знаний. В 20-30-х гг. Френе придерживался левых политических взглядов. Выступал за светскую школу, требовал улучшить материальное положение учителей и расширить их гражданские права, пропагандировал успехи Советского Союза в развитии просвещения (посетил СССР в 1925 г. в составе первой делегации зарубежных учителей). После поражения Франции в 1940 г. Френе подвергался репрессиям со стороны режима Виши. После смерти Френе основанная им федерация продолжает свою деятельность, созывает ежегодные конгрессы, издает педагогическую литературу. В начале 80-х гг. более 10 тысяч учителей начальных школ во Франции применяли методы Френе. Они получили известное распространение также в школах других стран. Литература: Пинкевич А., Типография в школе, «Народный учитель», 1929, № 7-8, Вулфсон Б. Л., Французский педагог С. Френе, «Советская педагогика», 1970, №1, Легран Л., С. Френе, «Перспективы», 1994, № 1/2, Freinet E., Nais-sance d'une pedagogie populaire, Cannes, 1949, Barteloot C., Barre M., Aspects thera-peutiques de la pedagogie Fremet, Cannes, 1969, Piaton G., La pensee pedagogique de Celestin Fremet, [Toulouse, 1974], La pedagogie Fremet par ceux qui la pratiquent, P., 1976. Б. Л. Вульфсон Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 530-531. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|