|
Василий Андрианович Евтушевский
[24.04(06.05).1836 г., Полтава, - 11(23).09.1888 г., Петербург], русский педагог, методист-математик. Окончил Петербургский университет, с 1861 года изучал за границей систему подготовки учителей в педагогических учебных заведениях. С 1864 года руководитель Высших педагогических курсов при 2-й военной гимназии. В 1868 году преподаватель математики в частной женской школе, затем на Аларчинских женских курсах. С 1877 года главный инспектор по учебной части детских
приютов, усовершенствовал внутренний распорядок, ввёл в учебный план рисование, черчение, труд (ремёсла). С конца 1877 года издавал и редактировал (совместно с А. П. Пятковским) журнал "Народная школа"; участвовал в организации и работе Педагогического музея военно-учебных заведений (лектор, составитель каталогов, создатель мастерских по изготовлению учебных пособий); активный член Петербургского педагогического общества (с 1879 года председатель). Занимался также устройством народных школ, руководил
занятиями на Андреевских курсах в Петербурге.
Разработал методику элементарной математики на основе самостоятельной работы учащихся, наглядности и занимательности обучения и соответствия возрасту обучаемых ("Методика преподавания арифметики", 1872 г., 1907 г.). Считая главной причиной неуспеваемости учащихся по математике излишнюю систематичность её преподавания в начальных классах, признавал необходимость концентричного изучения математики, разработал программы и уроки по пропедевтическим курсам арифметики, алгебры и геометрии. Его "Методика...",
построенная на основе последовательного изучения чисел вместо изучения действия, критиковалась П. Л. Чебышевым и Л. Н. Толстым за "противоречие началам науки", явное подражание немецким педагогам и "неточность языка". Всесторонняя оценка "Методики..." Евтушевского дана А. И. Гольденбергом (рецензия в "Учебно-воспитательной библиотекеке", т. 1, ч. 2, М., 1876, с. 1-27) и В. А. Латышевым ("Руководство к преподаванию арифметики", M., 1896, с. 70-74). Евтушевский
признавал значение домашнего образования, стремясь соединить выгоды домашнего и школьного обучения ("Проект устройства домашних школ", журнал "Семья и школа", 1974, № 5-6). Однако идея Евтушевского не была поддержана педагогами, считавшими, что домашние школы не могут иметь широкого общественного значения, так как недоступны большинству родителей.
Литература: Ланков А. В., К истории развития передовых идей в русской методике математики, М., 1951; Прудников В. Е., Русские педагоги-математики 18 - 19 вв., М., 1956.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 302.
В фонде библиотеки имеются следующие
издания:
Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|
|