|
Людмила Пантелеевна Буева(родилась 13.11.1926) - специалист по философским проблемам человека и формирования личности; доктор философских наук, профессор. Родилась в с. Щучье Воронежской области. Окончила философский факультет МГУ (1950), аспирант (1955). Работала ассистентом кафедры философии педагогического института в Сталинграде, затем - преподаватель, доцент, профессор кафедры философии гуманитарных факультетов МГУ (1955-1975), в ИФ АН СССР (ныне РАН) с 1974г.: заведующий сектором философских проблем личности (1986), заместитель директора института (1977- 1984), заведующий отделом философских. проблем общественного, сознания; заведующая лабораторией философских проблем человека. Кандидатская диссертация посвящена философским проблемам образования (1955). Докторская диссертация - "Социальная среда и личность" (1968). Профессор с 1970. Преподавала в Московском институте культуры (1987-1990). Академик Академии педагогических наук СССР (ныне Академия образования России) с 1989, академик-секретарь отделения "Образование и культура" (1990-1991). В трудах Буевой исследуется содержание и структура социальной среды развития личности, соотношение и взаимодействие макро- и микроуровня среды в становлении личности, роль деятельности и общения в стимуляции и реализации духовных способностей личности, соотношение индивидуального и общественного сознания, а также рациональных и иррациональных мотиваций поведения человека. Исследуется роль традиций и повседневного бытия в определении судьбы, жизненного пути, жизненного опыта личности, соотношение "типизации" и индивидуализации в процессе становления личности, а также определения критериев социальной, нравственной зрелости личности. Исследуются социально-психологический механизм, духовное содержание и культурные формы общения личности, на этой основе - ряд методологических проблем социологии и социальной психологии личности. Особое внимание в исследованиях социального бытия личности уделяется проблемам ее субъективного мира, активности, творческой природе и самостоятельности процессов становления, выбора, поисков и нахождения собственного места в мире, роли внутренней детерминации развития. Буева Людмила Пантелеевна - автор вузовских программ и спецкурсов по философии антропологии, социальной психологии и этике, работ по культуре и образованию. В настоящее время Буева занимается также исследованием проблем философии и культурной антропологии. Сочинения: Социальная среда и сознание личности. М., 1968; Общение и общественные отношения как факторы нравственного формирования личности // Проблемы нравственного воспитания. М., 1977; Человек: деятельность и общение. М., 1978; Общение как фактор развития личности: (Социально-нравственный аспект). [В соавт.] // Социологические исследования. М., 1982; Общественный прогресс и гуманизм. М., 1985; Общественный прогресс и развитие человека // Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1987; Диалектика развития личности // Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1987; Человек и общественный прогресс // "Вопросы философии" 1988. № 3; Человеческий фактор: новое мышление и новое действие. 1988; Гуманизация социализма: проблемы и перспективы // Социализм: теория, практика, уроки. М., 1990; Диалектика социального и индивидуального в развитии личности // Философия и социология науки и техники. М., 1990; Философия как отношение человека к миру // Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991; Человек как высшая ценность и главное богатство общества. М., 1991; Деструкция природной и социокультурной среды и феномен дезорганизованной личности // Биополитика. T.IV. Афины, 1992 (на англ. яз.); Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. М., 1996; О методологической и мировоззренческой роли философии в познании человека // Совещание по философским проблемам медицины. М., 1996; Культура и образование: проблемы взаимодействия // "Вопросы философии" 1997. №2; Диониссийство как культурно-антропологическая проблема (вариации на темы Вяч.Иванова) // Вяч. Иванов. Архивные материалы исследования. М., 1998. Источник: Педагогическая энциклопедия В фонде библиотеки имеются следующие издания: |