Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт (Mozart)

(27.01.1756, Зальцбург, — 05.12.1791, Вена), австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы — от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки.

Игре на музыкальных инструментах и сочинению Моцарта обучил его отец — скрипач и композитор Л. Моцарт. С 4-летнего возраста Моцарт играл на клавесине, с 5—6 лет начал сочинять (в 8—9 лет Моцарт создал первые симфонии, а в 10—11 — первые произведения для музыкального театра). В 1762 начались гастроли Моцарта и его сестры — пианистки Марии Анны в Германии, Австрии, затем во Франции, Англии, Швейцарии. Моцарт выступал как пианист, скрипач, органист, певец. В 1769—1777 он служил концертмейстером, в 1779—1781 органистом при дворе зальцбургского князя-архиепископа. Между 1769 и 1774 совершил три поездки в Италию; в 1770 был избран членом Филармонической академии в Болонье (у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от папы орден Золотой шпоры. В Милане Моцарт дирижировал своей оперой «Митридат, царь понтийский». К 19 годам композитор был автором 10 музыкально-сценических сочинений: театральной оратории «Долг первой заповеди» (1-я ч., 1767, Зальцбург), латинской комедии «Аполлон и Гиацинт» (1767, Зальцбургский университет), немецкого зингшпиля «Бастьен и Бастьенна» (1768, Вена), итальянских опер-буффа «Притворная простушка» (1769, Зальцбург) и «Мнимая садовница» (1775, Мюнхен), итальянских опер-сериа «Митридат» и «Луций Сулла» (1772, Милан), опер-серенад (пасторалей) «Асканий в Альбе» (1771, Милан), «Сон Сципиона» (1772, Зальцбург) и «Царь-пастух» (1775, Зальцбург); 2 кантат, многих симфоний, концертов, квартетов, сонат и др. Попытки устроиться в каком-либо значительном музыкальном центре Германии или Париже не увенчались успехом.В Париже Моцарт написал музыку к пантомиме Ж. Ж. Новера «Безделушки» (1778). После постановки оперы «Идоменей, царь критский» в Мюнхене (1781) Моцарт порвал с архиепископом и поселился в Вене, средства к существованию добывал уроками и академиями (концертами). Вехой в развитии национального музыкального театра явился зингшпиль Моцарта «Похищение из сераля» (1782, Вена). В 1786 состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта «Директор театра» и оперы «Свадьба Фигаро» по комедии Бомарше. После Вены «Свадьба Фигаро» была поставлена в Праге, где встретила восторженный приём, как и следующая опера Моцарта «Наказанный распутник, или Дон Жуан» (1787). С конца 1787 Моцарт — камерный музыкант при дворе императора Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов. Как оперный композитор Моцарт не имел успеха в Вене; только один раз удалось Моцарту написать музыку для венского императорского театра — весёлую и изящную оперу «Все они таковы, или Школа влюблённых» (иначе — «Так поступают все женщины», 1790). Опера «Милосердие Тита» на античный сюжет, приуроченная ккоронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно. Последняя опера Моцарта — «Волшебная флейта» (венский пригородный театр, 1791) нашла признание у демократической публики. Тяготы жизни, нужда, болезнь приблизили трагический конец жизни композитора, он умер, не достигнув 36 лет, и был похоронен в общей могиле.

Подлинная слава пришла к Моцарту после его смерти. Имя Моцарта стало символом высшей музыкально одарённости, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды. Во многих странах существуют моцартовские общества. На родине Моцарта, в Зальцбурге, создана сеть моцартовских мемориальных, просветительных, исследовательских и учебных заведений во главе с Международным учреждением «Моцартеум» (основан в1880).

Каталог сочинений: Köchel L. V. (в редакции А. Эйнштейна), Chronologischthematisches Verzeichnissämtlicher Tonwerke W. A. Mozarts, 6. Aufl., Lpz., 1969; в др., более полной и исправленной редакции — 6.Aufl., hrsg. von F. Giegling, A. Weinmann und G. Sievers, Wiesbaden, 1964(7 Aufl., 1965).

Сочинения: Briefe und Aufzeichnungen. Gesamtausgabe. Gesammelt von W. A. Bauer und O. E. Deutsch, aufGrund deren Vorarbeiten erläutert von J. H. Eibl, Bd 1—6, Kassel, 1962—71

Литература: Улыбышев А. Д., Новая биография Моцарта, пер. с франц., т. 1—3, М., 1890—92; Корганов В. Д.,Моцарт. Биографический этюд, СПБ, 1900; Ливанова Т. Н., Моцарт и русская музыкальная культура, М.,1956; Чёрная Е. С., Моцарт. Жизнь и творчество, [2 изд.], М., 1966; Чичерин Г. В., Моцарт, 3 изд., Л., 1973;Wyzewa Th. de et Saint-Foix G. de, W. A. Mozart, t. 1—2, P., 1912; продолжение: Saint-Foix G. de, W. A. Mozart, t.3—5, P., 1937—46; Abert H., W. A. Mozart, 7 Aufl., TI 1—2, Lpz., 1955—56 (Register, Lpz., 1966); Deutsch O. E.,Mozart. Die Dokumente seines Lebens, Kassel, 1961; Einstein A., Mozart. Sein Charakter, sein Werk, Fr./M., 1968.

Б. С. Штейнпресс

Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского